ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Таким образом, в учебнике Незеленова мы находим до вольно оригинальное для того времени, хотя местами и спор ное, освещение литературного материала и выдвинутых прин ципов его отбора. Но автором почти не поставлено методи ческих вопросов. Отдельные пункты в плане изучения темы (3, 4, 5 и др.) являлись сомнительными даже тогда в 90— 900-е годы. Они не верны и по существу1. Впрочем, это об щий недостаток многих дореволюционных трудов, посвящен ных изучению Толстого в школе. В «Повторительном курсе истории литературы» (состав лен по учебнику В. Саводника, ч. II, 1904 г.) Толстому посвя щена специальная глава. В ней кратко рассматриваются ран ние произведения писателя, подчеркивается важность «Ка заков» для уяснения взглядов автора, упоминается даже «Исповедь». В анализе устанавливается связь Севастополь ских рассказов с «Войной и миром» (образы братьев Ко зельцовых и Ростовых), отмечена особенность «глубокого реализма» изображения человека в «текучести», «коллектив ная псгГхояогия взволнованной толпы» и «тончайший анализ душевных движений», определяется жанр «Войны и мира» (как тип «семейной хроники» по форме и как «национальная эпопея» по богатству содержания). Однако важнейшим качеством русской нации автор счи тает смирение, покорность судьбе. Подтверждается это в по собии образом Каратаева — «живого воплощения русского национального характера». Главная идея эпопеи, с точки зрения Саводника,— подчинение человека нравственному долгу, тайному провидению, «роевому» началу народной жизни. «Дух простоты и правды» руководит русскими сол датами и самим Кутузовым. Из героев романа рассматриваются, прежде всего, Пьер и Андрей — искатели смысла жизни. Оба раскрываются в развитии и сопоставлении. Пьер — полная противополож ность Андрею (индивидуальный разум) и Каратаеву (кол лективный разум). Пьер живет более чувством, чем разумом, он долго мучается, не находя смысла жизни. Так же через сравнительную оценку характеризуются На таша Ростова и Мария Болконская, семьи Ростовых и Ку- рагиных. ^ 1 Следует особенно подчеркнуть ложность утверждения о «субъек тивности образов» Толстого, в которых он якобы прежде всего отра зил свою личность, а не реальные характеры людей определенной эпо хи, в то время как в публицистике дано только бесстрастное отражение фактов общественной жизни. В пособии А. Незеленова «История русской словесности» (для средн. учебн. заведений, вып. III, М., 1909) из твор чества Толстого изучается главным образом его ранний период. Анализ дан психологический. Приводится довольно обширная библиография 216
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=