ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
веского метода Толстого, о сравнительном изучении его ге роев В «Руководстве» разбираются важные эпизоды из жизни писателя в Севастополе, Петербурге, за границей, в Ясной Поляне (деятельность его как учителя), но приводятся по рой и излишние для учащихся подробности его биографии. Автор указывает на кропотливую творческую работу пи сателя, однако обвиняет его в недооценке «внешности сло га». Довольно кратко рассматриваются некоторые отрывки из «Детства», «Отрочества» и «Юности», «Войны и мира», «Анны Карениной», «Кр-ейцеровой сонаты», «Власти тьмы», «Плодов просвещения». Особо выделяется трилогия (тре буется определить основную мысль произведения, проанали зировать размышления главного героя и т. д.). В итоге предлагаются темы для сочинений. Некоторые из них интересны: «Кити и Наташа», «Семья Ростовых», «Са мобытность Толстого в романе «Война и мир»1, «Перепле тение частной и общественной жизни в романе «Анна Каре нина» и др. Таким образом, в «Руководстве» Верещагина есть неко торые «находки», важные для учителя, но в целом пособие имеет существенные недостатки: излишние подробности, затрудненные вопросы в сочинениях и разборах, неверная ориентация в анализе художественных средств языка. В учебнике А. И. Незеленова «История русской словес ности для средних учебных заведений»2 проводится важная мысль об эмоциональном изучении литературы без засуши вания и с последующей оценкой ее общественно-нравствен ной значимости. В очерке творчества Толстого, который замыкает учебник, даются живо и популярно отдельные био графические сведения о писателе, а творчество его освещает ся по такому плану: 1) завещание Тургенева Толстому, 2) Толстой явился в литературу законченным писателем, 3) стихийность его демократизма и натурализма (реализма), отсутствие литературной выдумки, 4) Толстой — великий сердцевед (его главный метод воспитания — опыт, его кри терий— свобода; в центре внимания «Человек вообще» в его «объективной» и «субъективной» оценке), 5) переход Толсто- го в последних произведениях от субъективных художест венных образов к объективной публицистике, 6) принци пиальное отличие Толстого от Достоевского во взглядах на человека («человек от природы добр»), 7) призыв к жизни по-христиански («Воскресение», «Чем люди живы», «Власть тьмы» и др.). 1 Эта тема была очень трудной для учащихся. 2 Впервые издан в 1880 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=