ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
вратилось поэтому в арену ожесточенной борьбы разных об щественных классов и приобрело международное значение. «Он двигал такими горами человеческого чувства, кото рые не под силу царям и завоевателям»1. В первые годы XX века, по решению синода, Толстого отлучают от церкви и публично проклинают. Преследуются и ссылаются его сторонники-«толстовцы». Царское прави тельство цинично готовится к похоронам тяжело заболевше го в 1901 г. писателя, жившего в это время в Крыму2. В то же время Толстой признается даже его врагами «вторым царем в России», основательно колеблющим трон Нико лая 11. Академия избирает Толстого почетным академиком по отделу изящной словесности. Ряд его произведений с 1901 г. официально вводится в программу средних учебных заведений (VII класс гимназий) и рекомендуется для школь ■ ных библиотек3. Но и в эти годы его творчество в школе освещалось еще слабо (указывалось лишь на биографичность, психологизм и этическую направленность произведений). По существу да вался только общий обзор некоторых произведений писате ля. Таким, например, он представлен в книгах А. Борозди на 4 и Н. Маркова 5. Серьезнее творчество Толстого раскрыто П. Верещаги ным 6. Автор рассказывает о великом писателе живо, инте ресно и просто, хотя и не всегда убедительно. Он утверж дает, что Толстой почти единственный из всех русских пи сателей, на которого не влияли великие романтики. Им бы ли якобы порваны нити, соединяющие русскую литературу с Байроном и Шекспиром, хотя в толстовской трактовке че ловека тоже соединяется реалистическое с сугубо личным. Автор пособия ставит вопрос об изучении биографии и твор- 1 В. Ко р о ленк о . Соч. в одном томе. ГИХЛ, М., 1949, стр. 549. 2 Известны документы о «хлопотах» русского царизма по поводу «предстоящих похорон Толстого» в конце 1901—начале 1902 гг. В цир кулярах министерства внутренних дел губернаторам, градоначальникам, железнодорожной администрации строго указывалось, чтобы в случае переправы тела Толстого с юга на родину, не допускалось на станциях и в городах «никаких демонстративных речей, действий или манифеста ций» (См. журн. «Былое», 1917, № 2). 3 «Журнал Министерства народного просвещения», февраль, июль. 1901. 4 Лекции по истории русской словесности. СПб., 1902. ' 5 Новейшие русские писатели в программе средней школы. Воронеж. 1904. 6 Руководство к чтению избранных произведений русской словесно сти в их исторической последовательности,^. 11, изд. 2, СПб., 1903. (По собие для петербургских гимназий). См. также «Вестник воспитания», 1901. № 7 (раздел «Хроника»). 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=