ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Свои методические принципы о систематическом «разви тии самостоятельного интереса к литературе» у молодежц, их навыков излагать устно и письменно свои мысли Балта лон раскрывает особенно полно на лучших произведения* великих русских писателей, к которым он всегда относил и Толстого еще задолго до включения его сочинений в школь ную программу. К творчеству Толстого Балталон обращал ся не только в связи с литературными беседами с учащими ся в средних учебных заведениях, но и тогда, когда гово рил о воспитательном чтении в начальной школе. Учет возрастных особенностей детей считался и здесь самым главным делом '. Итак,,в 60—90 гг. Толстой, признанный передовой руш ской критикой и методикой великим художником и воспи тателем юношества, не вошел еще официально в программу средней школы. Его произведения не смогли оценить по до стоинству, как «воспитательно-образовательный материал», даже лучшие учителя и методисты. Не сразу удалось им отобрать из творчества великого писателя наиболее необхо димое для подростков и юношей, хотя и признавалось, что нельзя в средней школе обойтись без Толстого. Некоторые из преподавателей и методистов обратились к самым необ ходимым для школы текстам Толстого и поискам методов их анализа. Из его произведений в 60—90 гг. уже использо вались в школе: трилогия, «Утро помещика», Севастополь ские рассказы, «Три смерти», «Поликушка», «Семейное сча стие», «Война и мир», «Анна Каренина», народные рассказы Однако тогда же наметились и ложные тенденции в изу чении Толстого в школе. Они сказались в одностороннем ис толковании философии истории Толстого, в объяснении «кричащих противоречий» писателя исключительно его био графией. Слабо раскрывалась художественная сторона про изведений Толстого. Очень примитивна былц оценка со циальной, обличительной значимости его творчества. Анализ произведений ограничивался выявлением лишь нравственно психологической их сущности, в соответствии с чем и отби рался литературный материал для средних учебных заве дений. II В XX век Толстой вступает как великий писатель мира. Гениально выражая силу и слабость протеста миллионов крестьянства предреволюционной поры, он стал «несравнен ным художником» (В. И. Ленин). Творчество Толстого пре- 1 Ц. Балт алон . Воспитательное чтение. Пособие дли учителей и учительниц, изд. 3, М., 1913.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=