ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Свои методические принципы о систематическом «разви тии самостоятельного интереса к литературе» у молодежц, их навыков излагать устно и письменно свои мысли Балта лон раскрывает особенно полно на лучших произведения* великих русских писателей, к которым он всегда относил и Толстого еще задолго до включения его сочинений в школь ную программу. К творчеству Толстого Балталон обращал­ ся не только в связи с литературными беседами с учащими­ ся в средних учебных заведениях, но и тогда, когда гово­ рил о воспитательном чтении в начальной школе. Учет возрастных особенностей детей считался и здесь самым главным делом '. Итак,,в 60—90 гг. Толстой, признанный передовой руш ской критикой и методикой великим художником и воспи­ тателем юношества, не вошел еще официально в программу средней школы. Его произведения не смогли оценить по до­ стоинству, как «воспитательно-образовательный материал», даже лучшие учителя и методисты. Не сразу удалось им отобрать из творчества великого писателя наиболее необхо димое для подростков и юношей, хотя и признавалось, что нельзя в средней школе обойтись без Толстого. Некоторые из преподавателей и методистов обратились к самым необ­ ходимым для школы текстам Толстого и поискам методов их анализа. Из его произведений в 60—90 гг. уже использо­ вались в школе: трилогия, «Утро помещика», Севастополь­ ские рассказы, «Три смерти», «Поликушка», «Семейное сча стие», «Война и мир», «Анна Каренина», народные рассказы Однако тогда же наметились и ложные тенденции в изу­ чении Толстого в школе. Они сказались в одностороннем ис­ толковании философии истории Толстого, в объяснении «кричащих противоречий» писателя исключительно его био­ графией. Слабо раскрывалась художественная сторона про­ изведений Толстого. Очень примитивна былц оценка со­ циальной, обличительной значимости его творчества. Анализ произведений ограничивался выявлением лишь нравственно­ психологической их сущности, в соответствии с чем и отби рался литературный материал для средних учебных заве­ дений. II В XX век Толстой вступает как великий писатель мира. Гениально выражая силу и слабость протеста миллионов крестьянства предреволюционной поры, он стал «несравнен­ ным художником» (В. И. Ленин). Творчество Толстого пре- 1 Ц. Балт алон . Воспитательное чтение. Пособие дли учителей и учительниц, изд. 3, М., 1913.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=