ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

сказался 2-й съезд деятелей по техническому и профессио­ нальному образованию в 1895 г.1 В то же время предлага­ лось сократить изучение памятников древней словесности. В связи с этим известный литературовед и методист Ц. Балта Лон требовал для реальных училищ не историко-литератур­ ного, а эпизодического курса литературы, тесной связи тео рии словесности с литературными текстами, изучаемыми в единстве мысли и формы ее выражения 2. Большой интерес представляет «Пособие для литератур­ ных бесед и письменных работ» Ц. Балталона (с 1891 по 1911 г. книга выдержала 9 изданий), утверждающее принцип сознательности, эмоциональности и учета возраста учащих­ ся при изучении художественных произведений. Балталон намечает определенный порядок анализа творчества Толсто­ го в школе. По трилогии писателя им поставлены такие во­ просы: 1) точка зрения ребенка или взрослого в трилогии, 2) характеристика Карла Ивановича, 3) Наталья Савиш- на и Арина из рассказа «Ермолай и мельнийиха», 4) отноше­ ние Николеньки к окружающим, 5) изображение природы в трилогии. По тому же типу ставятся вопросы к рассказам «Утро помещика», «Три смерти» и к повести «Поликушка». В беседе с учащимися по роману «Анна Каренина» ре­ комендуется большое внимание уделять образу Константи­ на Левина, который рассматривается автором с точки зре­ ния нравственно-психологической. В целом вся система вопросов и замечаний у Балталона рассчитана на развитие мысли и воображения учителя и уче­ ника. При всех недостатках оценки Балталоном социальной сущности и художественной специфики изучаемых произве­ дений Толстого (это сказалось в его вопросах и «общих по­ ложениях») в его методической системе много ценного для нашего словесника. В ней проявилась большая педагогиче­ ская чуткость к личности ученика, который развивается по­ вседневно и может обогащаться доступными его "возрасту мыслями и образами. В методике Балталона неразрывно связаны занятия по литературе и родному языку, формаль­ ные навыки и нравственное развитие подростка и юноши, анализ но вопросам и живое цельное восприятие художест­ венного произведения. 1 С. Пии о а а р о в . Труды комиссий съезда. Сектор реальных учи­ лищ. СПб., 1896. 2 Показательно, что в это же время творчество Толстого рекомен­ дуется для старших классов женских гимназий Ф. И. Буслаевым, самым строгим противником изучения в школе современных писателей. «Детст­ во» и «Отрочество», отрывки из «Войны и мира», роман «Семейное сча­ стие» с их «живописностью и надежными идеалами молодых героинь» казались Буслаеву вполне приемлемыми для школы. 212

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=