ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

внимания всех тех, кому дорого образование детского вкуса, чувства и воображения». > В 90-е гг., составляя краткие биографии русских писате­ лей «для чтения юношества», Острогорский снова обращает­ ся к творчеству Толстого как к одному из образцов отече­ ственной литературы, хотя и не вошедшему в школьные про­ граммы. Он считает Толстого (наряду с Некрасовым и Достоевским) «слишком известным» в стране и постоянно читаемым молодежью, независимо от программ. На произ­ ведениях Толстого, по мнению Острогорского, юношество учится и выразительности народного языка, и благородным мыслям, и «возвышенным чувствам своей страны», «учится знать и любить свою родину, человечество и жизнь». Исходя из своих этико-эстетических принципов, Остро­ горский главное внимание в кратком обзоре творчества ве­ ликого писателя обращает на такие произведения, как три­ логия, Севастопольские рассказы, романы «Война и мир» и «Анна Каренина». Очерк о Толстом написан очень просто и выразительно. Он с интересом читается даже в наше время 1 Идейный перелом в мировоззрении Толстого совпал с на­ растанием второй революционной ситуации в России, с од­ ной стороны, и с началом жестокой победоносцевской реак­ ции, с другой. Его творчество стало объектом еще более ос­ трой полемики в педагогических кругах. Передовые учителя и методисты все упорнее рекомендовали произведения Тол­ стого для школы. Консерваторы, боясь новизны, не допуска­ ли в гимназические курсы современных писателей2 или от­ бирали только их «надежные» произведения, вроде расска­ зов Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет», «Чем люди живы» и др., способствующие воспитанию учеников в духе религиозной нравственности и «уважения к закону». За включение образцов современной литературы в школь­ ную программу (в том числе и произведений Толстого) вы­ 1 Двадцать биографий образцовых русских писателей. С портретами. Для чтения юношества. Сост. Виктор Ос т р о г о р с кий , изд. 6-е, Ф. Павленкова. СПб., 1900. 2 Н. Синицын в «Полном конспекте по истории русской^ словесно­ сти с самого начала до наших дней» (для Пермской гимназии, изд. 1891 г.) даже не упоминает имени Толстого. Последним писателем в его конспекте был Тургенев. Нет Толстого и в курсе «Новейшей русской литературы» (для лицея. 1899—1900 гг.) Н. К о т л я р е в с к о г о, хотя автор рекомендует даже критические статьи Белинского. Своеобразно творчество Толстого вводилось в школу известным методистом логико- стилистического направления Л. Поливановым. В его «Русской хресто­ матии» (СПб., 1875, ч. II) говорится о школьном курсе литературы как средстве развития мысли и речи учащихся. С этой целью он берет и у Толстого лишь некоторые отрывки из трилогии («Осенний день», «Поезд ка на долгих»), из рассказа «Три смерти» («Смерть дерева») и др. для упражнений и технике чтения и письменных работах. 14 : 211

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=