ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

зеленое’ и В. Острогорский2. Последний, защищая Толсто го от реакционных и либерально-народнических нападок П. Полевого, Н. Бунакова, Скабичевского и д|>. (они упре кали писателя за «консерватйзм в педагогике» и за «фаль шиво-идеальное представление о народе»), обратил внима­ ние на громадное значение Толстого как педагога и худож ника. По мнению Острогорского, при верном педагогиче ском и эстетическом подходе к текстам Толстого, учащиеся поймут «изумительные тонкости в описаниях природы и внутренней жизни действующих лиц». «За внешней бедно­ стью содержания» (как это казалось Острогорскому, кото­ рый под содержанием понимал характер сюжета) в произ­ ведениях художника «великое богатство самого гуманного чувства». Оно возбуждает в юношах живой интерес к жизни человека, к судьбам своей родины. Разделив все сочинения Толстого на «семейные», «воен­ ные» и «разные», автор в каждой из групп находит богатый источник гуманного образования и эстетического воспитания. В статье Острогорского даются краткие, но довольно чет­ кие советы учителю. Так, в Севастопольских рассказах он предлагает разобрать по вопросам текстуально конкретные сцены и картины— описания зала собрания, наполненного ранеными, 4-го бастиона, прощания капитана с квартирой перед боем, мальчика, собирающего цветы на поле боя, сце­ ны выступления русских солдат из взятого неприятелем го­ рода Севастополя и др. В «Войне и мире», по мнению Острогорского, следует вы­ разительно читать и наглядно комментировать в первую оче­ редь отрывки, связанные с военной и патриотический темой Для разбора предлагаются такие эпизоды: полк идет в по ход с песней, бомбардировка Смоленска, обозы с ранеными, молебен, лагерь под Бородином, батарея Раевского, Напо­ леон и Кутузов во время Бородинской битвы, отъезд Росто­ вых из Москвы, пустая Москва, Пьер и Каратаев, лазутчи­ ки у французов, Денисов и Щбрбатый, стоянка русских сол­ дат и отставшие французы. Все эти отрывки должны дать представление об основной мысли произведения и побудить ученика к размышлениям и «прекрасным порывам». В итоге, обращаясь прежде всего к учителям, Острогор- ский утверждал: «граф Л. Толстой стоит самого серьезного !, А. Н е з е л е н о в. О преподавании русской словесности. М., 1880. Автор указывал, что необходимы: 1) «разбор образцов», который заменит всякий курс истории и теории словесности; 2) постоянное развитие само­ стоятельной мысли ученика в анализе произведения в школе и дома, без чрезмерной детализации в разборах. 2 Статья В. Ос т р о г о р с к о г о «Русские писатели как воспитатель­ но-образовательный материал для занятий с детьми», 1875. В кн. «Рус­ ская критическая литература о произведениях Л. Н. Толстого». Сост. В. Зелинский, вып. 4, М., 1876. 210

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=