ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

. Так Толстой рекомендовался впервые для школы одним из самых авторитетных критиков и педагогов «старой рус­ ской демократии». Но в средние учебные заведения России творчество Тол­ стого тогда проникало лишь неофициально, через наиболее передовых учителей, разделявших некоторые педагогические взгляды революционных демократов. Так, учитель И. Гаярин еще в 1857 г. на уроках словесности читал и разбирал про­ изведения новых писателей, в том числе молодого Толстого. На основе его «Детства» и «Отрочества» он предлагал гим­ назистам упражняться в описании интересных эпизодов из своей жизни, добиваясь от них хороших навыков устной и письменной речи, сознательного усвоения теории словес­ ности ’ . Против литературных новинок в средних учебных заве­ дениях упорно выступало само министерство народного про­ свещения, особенно в пору Делянова. Его поддерживали многие реакционные публицисты и критики. Так, П. Де-Пуле, известный в то время литературовед и педагог, считал, что изучение литературы в школе должно ограничиваться умер­ шими писателями. «Не дело школы вносить в аудиторию тревоги современности» 2,— утверждал он. Поэтому произведения Толстого, естественно, не могли попасть ни в школьные программы, ни в учебники по лите­ ратуре для средней школы GO—80 гг.3 Но его творчество не могло не привлекать внимания методистов. В 1870 г., сразу же после опубликования эпопеи «Война и мир», был дан в помощь юношеству первый ее разбор, составленный Е. Лес- киным 4. Взгляды этого автора реакционны (утверждается, что «французская революция породила чудище Наполеона»; 1812 Род именуется «роковым движением масс» и т. п.). Од наксР интерес к самому тексту романа, к приемам психоло­ гизации в нем и «срисовке картин с натуры» открывало учи­ телям и методистам некоторые возможности изучения эпо­ пеи в средней школе. Этим определяется значение первого методического труда о «Войне и мире». Высоко оценили Толстого как педагога и великрго писа деля, без которого не может обойтись русская школа, А. Не­ 1 Д. Со к о ло в . Пятидесятилетие Московской 4-й гимназии (1849— 1899), М., 1900. 2 «Филологические записки», 1869, № 4. «Старые писатели и новые педагогические взгляды». 3Школьные купсы словесности: А. Г ал а х о в а, А. По п о в а, М. П о- р-у'Нова (последний в 70-х годах в разделе курса «Новый период» вклю­ чил материалы о Гончарове, Тургеневе, Некрасове и даже Салтыкове- Щедрине, но не включил Толстого). 4 Е. Л е скин. Разбор и извлечения из романа гр. Л. Н. Толстого «Война и мир», М., 1870. 14 Заказ 13456 209

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=