ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

эти круги и обводя вокруг себя пушистою трубой (хвостом); и вот налетела чья-то белая собака, и вслед за ней черная, и все смешалось, и звездой, врозь расставив зады, чуть ко­ леблясь, стали собаки» (т. 2, стр. 259—260). В предложении напряженность растет и растет (это соз­ дается повторяющимися присоединительными союзами), и она достигает кульминации к концу перечислительного ряда. б) Конструкции с союзом а. Те же отношения присоединительного перечисления вы­ ражаются и союзом а. Причем они осложняются сопоставле­ нием. Пользуясь этой конструкцией, Толстой великолепно передает состояние Кутузова после Бородинского сражения, когда тысячи дел обрушиваются на голову этого «старого человека», набегая одно на другое. Присоединительные кон­ струкции создают впечатление суматохи, взволнованности и убеждают в невозможности действовать по какому-то одно­ му плану: «И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник гошпиталей,;— куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (та­ кие веегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего тре­ буют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться; а жители умоляют о защи­ те...» (т. 3, стр. 277). Какой другой конструкцией, кроме присоединительной, можно было бы так прекрасно передать нагромождение дел и событий? В одном предложении шесть присоединительных частей, начинающихся союзом а. Части эти то мало распро­ странены (что более типично для подобных конструкций),то, напротив, являются сами сложными предложениями, ослож­ ненными вставками. 2. Присоединительные конструкции со значением добавочного сообщения. а) Конструкции с союзом и. Присоединительные предложения с союзом и, содержа­ щие в себе добавочные сообщения по отношению к основ­ ному предложению, в авторской речи обычно оформляются как самостоятельные: «Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего тор­ жества. И не он один испытывал это чувство в те памятные 160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=