ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

тельные части могут быть структурно разнообразны: это может быть и какой-либо щз членов предложения, и часть сложного предложения, и, наконец, они могут оформляться как самостоятельные предложения. Вот два примера: «— Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуня- шей зовут... — Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк» (т. 3, стр. 165); «— Дурак! скотина! — закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера.— Домой я ве­ лел; и скор-ее ступай, болван» (т. 3, стр. 187). Взволнованность Пьера передается его речью, прерывис­ той, резкой. Присоединительные части (и в первом и во вто­ ром примере) отличаются и структурно от основного пред­ ложения: если основная часть— двусоставные личные пред­ ложения, то присоединительная часть— односоставные: «и “Дуняшей зовут»— неопределенно-личное, а «скорее ступай, болван» — определенно-личное. Такие присоединительные части могут содержать в себе добавочное сообщение, которое как бы восполняет упущен­ ное в основном высказывании: « — Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный!» (т. 1, стр. 169). Так рассказывает офицер князю Несвицкому о замке австрийского князя. Присоединительная часть резко отличается от основной в структурном отношении: разные формы сказуемого, разный временной план: «— Сказывали — самого Полиона-то Пла­ тов два раза брал. Слова не знает. Возьмет-возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит да и улетит. И убить тоже нет положенья» (т. 4, стр. 200). Добавочное замечание здесь представляется совершенно оправданным: рассказывая историю, похожую на сказку, солдат ожидает возражения — почему же Платов его не убил? — и чтобы развеять это сомнение, он добавляет: «И убить тоже нет положенья». Присоединительная часть оформлена как самостоятель­ ное предложение, значительно структурно отличающееся от основной части (иной тип предложения — безличное, с ска­ зуемым «нет»). Иногда такого рода добавки могут включаться внутрь основного предложения и все же сохранять добавочный ха­ рактер. Это объясняется возможной нелогичностью живого разговорного языка. Таков разговор солдата о неприятеле: «— А чистый народ, ребята,— сказал первый.— Белый, вот как_береза белый, и бравые есть, скажи, благородные» (т. 4 стр. 199). 156

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=