ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Итак, период, как важный компонент детализированного повествования, охотно используется Толстым в зачине или в конце развития какой-нибудь темы и прекрасно выполняет разнообразные стилистические функции. Исходя из такой оценки, мы приходим к следующим выводам: 1. Период к середине XIX века не только не исчерпал своих художественно-стилевых возможностей, но и засверкал новыми гранями мысли и поэтического чувства под пером та кого мастера, как Толстой. В частности, писатель практи чески доказал, что сложные аргументированные рассуждения, развернутые характеристики, описания и т. п. получают в периоде очень удобную синтаксическую форму. В этом отно шении Толстой оказал несомненное влияние на многих писа телей, в том числе и советских, что должно быть детально изучено. 2. Автор эпопеи убедительно продемонстрировал широ кие возможности развития периода по линии усложнения и новой организации его компонентов. При этом осложнен- ность, «наполненность» периодов Толстого — отнюдь не сла бость художника, а проявление силы. 3. Толстой, тонко чувствуя ритмо-мелодические достоинст ва периодической формы речи, сумел усилить их всеми эф фективными приемами ритмизации (системой повторов, аналогий и синтаксических контрастов, однотипностью конст руктивных элементов и т. д.). Все эти средства, конечно, развивались и до Толстого, но с определенным акцентом в разных жанрах речи. Толстой же сумел слить воедино дости жения различных стилей: вдохновенной поэтической речи, журнальной публицистики и разговорного языка. Это и определяет цельность, особую звучность многих толстовских периодов. 10 Заказ 13456
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=