ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Итак, период, как важный компонент детализированного повествования, охотно используется Толстым в зачине или в конце развития какой-нибудь темы и прекрасно выполняет разнообразные стилистические функции. Исходя из такой оценки, мы приходим к следующим выводам: 1. Период к середине XIX века не только не исчерпал своих художественно-стилевых возможностей, но и засверкал новыми гранями мысли и поэтического чувства под пером та­ кого мастера, как Толстой. В частности, писатель практи­ чески доказал, что сложные аргументированные рассуждения, развернутые характеристики, описания и т. п. получают в периоде очень удобную синтаксическую форму. В этом отно­ шении Толстой оказал несомненное влияние на многих писа­ телей, в том числе и советских, что должно быть детально изучено. 2. Автор эпопеи убедительно продемонстрировал широ­ кие возможности развития периода по линии усложнения и новой организации его компонентов. При этом осложнен- ность, «наполненность» периодов Толстого — отнюдь не сла­ бость художника, а проявление силы. 3. Толстой, тонко чувствуя ритмо-мелодические достоинст­ ва периодической формы речи, сумел усилить их всеми эф­ фективными приемами ритмизации (системой повторов, аналогий и синтаксических контрастов, однотипностью конст­ руктивных элементов и т. д.). Все эти средства, конечно, развивались и до Толстого, но с определенным акцентом в разных жанрах речи. Толстой же сумел слить воедино дости­ жения различных стилей: вдохновенной поэтической речи, журнальной публицистики и разговорного языка. Это и определяет цельность, особую звучность многих толстовских периодов. 10 Заказ 13456

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=