ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

Очень жаль, что талантливые произведения столь высоко ценимого Толстым писателя много лет не переиздавались, хотя они вполне того заслуживают. Взаимоотношения великого писателя с крестьянскими пи­ сателями дают основание сделать вывод о том, что налицо были противоречия не только между Толстым и сотрудника­ ми «Посредника», но и между Толстым и писателями, про­ шедшими его школу. При этом в полемику с Толстым-пропо- ведником вступали как молодые писатели (Семенов, Тищен­ ко), так и писатели-крестьяне старшего поколения. Так, Бондарев, являясь единомышленником Толстого в ряде во­ просов, расходился с ним в оценке других фактов. Как мы уже говорили, в памфлете «Трудолюбие и тунеядство» Тол­ стому пришлись по душе отрицание «прав» помещиков на землю и восхваление крестьянского труда. Он также одоб­ рял выпады Бондарева против церкви и духовенства. Однако последний вступил в полемику с Толстым, проповедовавшим христианскую любовь и всепрощение. Когда сибирский писа­ тель с помощью политических ссыльных разобрался в сущ­ ности учения Толстого, то он написал «Добавление» и выслал его в Ясную Поляну. В этом послесловии есть такие слова: «Если бы любовь была на свете, то отдали бы 24 миллиона людей под неограниченную власть помещикам? Если бы лю­ бовь была, то отдали бы плодородную землю белоручкам?» «Вот сколько велика ваша любовь к ближнему,— заканчи­ вает автор свой разговор с «высшим классом»,— которую вы для нас, а не для себя проповедуете» ' .А в самом памфлете Бондарев обращался к эксплуататорам со словами: «С той целью вы и выдали в свет законы такие, если бьют тебя по щеке, а ты подставляй другую; снимают с тебя верхнюю одежду, отдавай ему... и рубашку». Несомненно, эти слова были направлены против идей любви к ближнему и непро­ тивления злу насилием. Толстой не мог не видеть полемиче­ скую заостренность слов Бондарева, но был настолько объ­ ективен, что оставил эти слова и в русском, и в заграничных изданиях «Трудолюбия и тунеядства». Аналогичное отношение проявил Толстой и к старику- крестьянину Г. Соколову, приславшему свои стихи с Север­ ного Кавказа. Как и Бондарев, Соколов помнил крепостное право и, сравнивая дореформенную деревню с деревней кану­ на 1905 г., пришел к выводу, что положение крестьян факти­ чески не изменилось: 1 «Трудолюбие и тунеядство»... Сочинение крестьянина Т. Бо нд а ­ рева. Изд. «Посредника» № 597, 1906, стр. 54. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=