ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
Очень жаль, что талантливые произведения столь высоко ценимого Толстым писателя много лет не переиздавались, хотя они вполне того заслуживают. Взаимоотношения великого писателя с крестьянскими пи сателями дают основание сделать вывод о том, что налицо были противоречия не только между Толстым и сотрудника ми «Посредника», но и между Толстым и писателями, про шедшими его школу. При этом в полемику с Толстым-пропо- ведником вступали как молодые писатели (Семенов, Тищен ко), так и писатели-крестьяне старшего поколения. Так, Бондарев, являясь единомышленником Толстого в ряде во просов, расходился с ним в оценке других фактов. Как мы уже говорили, в памфлете «Трудолюбие и тунеядство» Тол стому пришлись по душе отрицание «прав» помещиков на землю и восхваление крестьянского труда. Он также одоб рял выпады Бондарева против церкви и духовенства. Однако последний вступил в полемику с Толстым, проповедовавшим христианскую любовь и всепрощение. Когда сибирский писа тель с помощью политических ссыльных разобрался в сущ ности учения Толстого, то он написал «Добавление» и выслал его в Ясную Поляну. В этом послесловии есть такие слова: «Если бы любовь была на свете, то отдали бы 24 миллиона людей под неограниченную власть помещикам? Если бы лю бовь была, то отдали бы плодородную землю белоручкам?» «Вот сколько велика ваша любовь к ближнему,— заканчи вает автор свой разговор с «высшим классом»,— которую вы для нас, а не для себя проповедуете» ' .А в самом памфлете Бондарев обращался к эксплуататорам со словами: «С той целью вы и выдали в свет законы такие, если бьют тебя по щеке, а ты подставляй другую; снимают с тебя верхнюю одежду, отдавай ему... и рубашку». Несомненно, эти слова были направлены против идей любви к ближнему и непро тивления злу насилием. Толстой не мог не видеть полемиче скую заостренность слов Бондарева, но был настолько объ ективен, что оставил эти слова и в русском, и в заграничных изданиях «Трудолюбия и тунеядства». Аналогичное отношение проявил Толстой и к старику- крестьянину Г. Соколову, приславшему свои стихи с Север ного Кавказа. Как и Бондарев, Соколов помнил крепостное право и, сравнивая дореформенную деревню с деревней кану на 1905 г., пришел к выводу, что положение крестьян факти чески не изменилось: 1 «Трудолюбие и тунеядство»... Сочинение крестьянина Т. Бо нд а рева. Изд. «Посредника» № 597, 1906, стр. 54. 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=