ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

тил: «Мне кажется, что вы слишком строги»... ( 86 , 57) Повесть Тищенко была опубликована сначала в «Вестни­ ке Европы» (1887, № 1), а затем неоднократно издавалась «Посредником», и общий тираж ее дошел до 100 тысяч эк­ земпляров. Но финал ее — сцена раскаяния героини и про­ щения ее мужем— позднее был снова переделан автором. Правда, это произошло уже в начале 900-х гг., когда Тищенко окончательно освободился от влияния толстовства. Сам ав­ тор об этом факте вспоминает: «Когда я перечитывал это ме­ сто перед напечатанием сборника моих рассказов, в который вошла и эта повесть, эта самая лучшая, по словам Льва Ни­ колаевича, сцена показалась мне фальшивою, деланною, яв­ но тенденциозною и намеренно написанною для пропаганды толстовских идей всепрощения и покаяния. И я решительно и смело зачеркнул всю эту умильную сцену, сократив таким образом свою повесть на целые пол-листа. Мне не пришлось по этому поводу говорить с Л. Н., но думаю, что он вполне согласился бы со мною... Чуткий художник, он и тогда чув­ ствовал эту фальшь (вспомним спор с Чертковым!) и толь­ ко мирился с нею ради известной идеи» '. Если мы заглянем в сборник рассказов Тищенко — там отсутствует все чертков ское «добавление», но сохранен тот конец, что предложил Толстой2. Конец этот вполне логичен: приказчик, у которого жена Семена жила как любовница, прогоняет ее из дома. Хо­ тя Семен пережил горечь и обиды, он по-прежнему любит жену и рад ее возвращению домой. В заключение следует сказать, что Тищенко многому на­ учился у Толстого как писатель, о чем свидетельствует такой великолепный рассказ, как «Три гербовые печати», глубо­ кий психологически и яркий по языку. «Под влиянием... пи­ сем Льва Николаевича,— говорит Тищенко,— я раз навсегда решил выбирать для своих писаний не исключительные жиз­ ненные явления и положения, а "явления и положения самые заурядные, встречающиеся часто, и знакомые, понятные вся­ кому читателю. Я сознавал, что при изображении явлений заурядных от писателя требуется больше умения, искусства и таланта, чтобы заинтересовать читателя, чем при изображе­ нии явлений исключительных. Но после размышления, вы­ званного письмами Л. Н., для меня стало ясно, что истинное искусство должно быть просто и без простоты нет искус­ ства»... 3 1 Ф. Ф. Тищенко . Как учит писать гр. JI. Н. Толстой. М., 1903, стр. 13. 2 Ом. Ф. Тищенко . Рассказы. М., изд. Курнина и К°, 1902, стр. 179. 3 Ом. Ф. Ф. Т ищем к о. Как учит писать гр. Л. Н. Толстой, стр. 14. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=