ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

удовлетворенным прочитанной рукописью, он просил снова присылать произведение. Иногда советовал автору вместо стихов написать рассказ. Так, псковский крестьянин В. Са­ вихин сначала прислал Толстому «побывальщину в сти­ хах»— «Два соседа». «Талант большой, а художественного произведения нет»,— писал о ней Толстой. Именно в этом стихотворном рассказе великий писатель рассмотрел неза­ урядный талант рассказчика/ Поэтому он посоветовал Са- вихину писать в жанре более подходящем его таланту. И молодой автор написал «Деда Софрона», которого Толстой назвал «чудным рассказом». Другой писатель из народа, сын тюремного фельдшера Н. Н. Иванов, наоборот, понра­ вился Толстому как поэт, а его прозаические произведения и пьеса «Грех» вызвали резкую критику Толстого. Из числа молодых писателей Толстому больше всех понравился кре­ стьянин С. Семенов, позднее выросший в зрелого мастера слова. «Прекрасно по форме и содержанию,— писал о его рассказах Толстой.— Язык же выше всякой похвалы... Про­ должайте писать в этой форме, это ваше призвание» (73, 354. Курсив мой.— М. М.). Но если удавались Семенову повество­ вательные произведения, то его драматические опыты были слабы. Лет через 10 после знакомства с Толстым, после того как вышел с предисловием Толстого двухтомник «Крестьян­ ские рассказы», Семенов создал пьесу «Новые птицы, новые песни», Толстой очень любил автора как человека, высоко ценил его писательский талант, но не мог одобрить это дра­ матическое произведение. «Ваше сочинение «Новые пти­ цы»,— писал Лев Николаевич,— нехорошо. Нет ни внутрен­ него, ни внешнего интереса, нет и характеров. Главные ли­ ца совсем безжизненные, остальные старые и неяркие типы. Вообще мне кажется, что вы не склонны или еще рано вам писать в драматическом роде» (70, 189). Семенов обязан Толстому тем, что стал профессиональ­ ным писателем. Однако некоторое время он разделял и ре­ лигиозно-нравственное учение Толстого, что сказалось в ряде произведений молодого писателя. Но Толстому не понравился рассказ «Фуфайка», потому что в нем он увидел подражание своему рассказу «Где любовь, там и бог». От верг он и нравоучительное заглавие другого рассказа: «Хра­ ма не строй — сироту пристрой». Забота Толстого о само­ стоятельности своих учеников наиболее ярко проявилась при подготовке к печати рассказа Семенова «Солдатка» («В разлуке»), В 1887 г. он писал автору: «...Чтобы описать не­ счастие и гибель солдатки, надо описать длинный ход паде­ ния ее во внутренней жизни... Все это случается очень скоро и неправдоподобно, и самого главного— нет,— того, как су­ пружество заменяется для нее похотью. А я бы хотел, чтобы это было описано верно и страшно и потому поучительно» 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=