ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
удовлетворенным прочитанной рукописью, он просил снова присылать произведение. Иногда советовал автору вместо стихов написать рассказ. Так, псковский крестьянин В. Са вихин сначала прислал Толстому «побывальщину в сти хах»— «Два соседа». «Талант большой, а художественного произведения нет»,— писал о ней Толстой. Именно в этом стихотворном рассказе великий писатель рассмотрел неза урядный талант рассказчика/ Поэтому он посоветовал Са- вихину писать в жанре более подходящем его таланту. И молодой автор написал «Деда Софрона», которого Толстой назвал «чудным рассказом». Другой писатель из народа, сын тюремного фельдшера Н. Н. Иванов, наоборот, понра вился Толстому как поэт, а его прозаические произведения и пьеса «Грех» вызвали резкую критику Толстого. Из числа молодых писателей Толстому больше всех понравился кре стьянин С. Семенов, позднее выросший в зрелого мастера слова. «Прекрасно по форме и содержанию,— писал о его рассказах Толстой.— Язык же выше всякой похвалы... Про должайте писать в этой форме, это ваше призвание» (73, 354. Курсив мой.— М. М.). Но если удавались Семенову повество вательные произведения, то его драматические опыты были слабы. Лет через 10 после знакомства с Толстым, после того как вышел с предисловием Толстого двухтомник «Крестьян ские рассказы», Семенов создал пьесу «Новые птицы, новые песни», Толстой очень любил автора как человека, высоко ценил его писательский талант, но не мог одобрить это дра матическое произведение. «Ваше сочинение «Новые пти цы»,— писал Лев Николаевич,— нехорошо. Нет ни внутрен него, ни внешнего интереса, нет и характеров. Главные ли ца совсем безжизненные, остальные старые и неяркие типы. Вообще мне кажется, что вы не склонны или еще рано вам писать в драматическом роде» (70, 189). Семенов обязан Толстому тем, что стал профессиональ ным писателем. Однако некоторое время он разделял и ре лигиозно-нравственное учение Толстого, что сказалось в ряде произведений молодого писателя. Но Толстому не понравился рассказ «Фуфайка», потому что в нем он увидел подражание своему рассказу «Где любовь, там и бог». От верг он и нравоучительное заглавие другого рассказа: «Хра ма не строй — сироту пристрой». Забота Толстого о само стоятельности своих учеников наиболее ярко проявилась при подготовке к печати рассказа Семенова «Солдатка» («В разлуке»), В 1887 г. он писал автору: «...Чтобы описать не счастие и гибель солдатки, надо описать длинный ход паде ния ее во внутренней жизни... Все это случается очень скоро и неправдоподобно, и самого главного— нет,— того, как су пружество заменяется для нее похотью. А я бы хотел, чтобы это было описано верно и страшно и потому поучительно» 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=