ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

придуманного, сочиненного, а рассказано то, что именно так и было,— выхвачен кусочек жизни, и той именно русской жизни с ее грустными, мрачными и дорогими, задушевными чертами» '. Ж-елание способного крестьянина рассказать правду в жизни Толстой всегда горячо поддерживал. «Я очень ра­ дуюсь тому,— писал он Ф. Желтову в первом письме,— что вы хотите писать... потому что вы крестьянин» (64 , 40). Но когда этот крестьянин стал подражать народным рассказам самого Толстого, то Толстой подверг их критике. Критиковал он и подражательские рассказы Семенова. Особенно не нра вилось Толстому, когда писатели из народа подражали «гос­ подской», низкопробной литературе. Он видел в этом угро­ зу потерять творческое лицо, народную самобытность мыш­ ления и речи. И. И. Горбунову-Посадову Толстой писал- «Ни Быстренина, ни Квасоваровой рассказы мне не нравят­ ся— для народа. Они писаны с точки зрения барской, а са­ ми по себе очень недурны» (65, 283). Как видим, Толстого интересовали не только художественные достоинства произ­ ведения, но и точка зрения. «Барской» точке зрения он созна­ тельно противопоставлял взгляды народа. «Для народа,-— подчеркивал Толстой,— хорошо выходит у тех писателей, кто сам знает народ и живет с ним» 2. Писатель осуждал авторов, подражавших «господской» литературе, писавших не для на­ рода, а для привилегированной части общества. В связи с этим он разъяснял Желтову: «Воображаемый читатель, для которого вы пишете, должен быть не литератор, редактор, чиновник, студент и т. п., а 50-летний хорошо грамотный крестьянин » (64, 40. Курсив мой.— М. М.). Для этого читателя Толстой учил писать серьезно, с чув­ ством большой ответственности. Легкомысленное отношение к литературе, взгляд на нее как на средство развлечения или обогащения до глубины души возмущает великого рус­ ского писателя. Когда начинающий писатель Ф. Тищенко прислал рукопись первого рассказа и сразу же просил вы­ слать гонорар, Толстой ответил ему следующее: «Я понимаю вас так: у вас тонкая, художественная натура, но взгляд на жизнь у вас неверный. Вы, например, на писание смотрите, как на средство жизни. Это ужасная ошибка. Это значит высшее условие подчинить низшему»... (63, 425). «Лучше играть в бабки», чем легкомысленно относиться к литерату­ ре — не раз советовал Толстой молодым писателям из наро­ да. При этом следует подчеркнуть, что он обычно знал о действительной нужде этих людей. Желтов, бывший кресть­ 1 «Вестник Европы», 1905, т. 5, стр. 64. 2 Л. Н. Толстой в воспоминаниях современника. Гослитиздат». 1957, т. I, стр. 340. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=