ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

за потраву удерживают с Федьки сумму, равную всему его заработку за сезон. Как видим, тут даже нет и попытки от­ стоять «миром» интересы сироты, кормильца целой семьи. Еще более жестокой изображена сходка в рассказе Са вихина «Дед Софрон». Сын Софрона «выломился» из му­ жицкой колеи, ушел в город и пропал. «Фабрики испортили, фабрики!» — решил Софрон. Но вскоре он убеждается, что в деревне еще тяжелее, чем на фабрике. На руках восьми­ десятилетнего старика осталась больная жена сына и их малые дети. Кое-как старик с помощью внуков пахал и сеял, и семья имела кусок хлеба. Но вот мироеды замыслили от­ нять у него земельный надел, так как в семье его не оказа­ лось «души». Софрона вызывают на сход. «Да как же так. православные,— заговорил он, узнав, в чем дело.— Как же это так, чтобы отымать полосу?.. Ведь я 60 годов удабривал ее, матушку, и отец мой, покойник, удабривал, и, царство ему небесное, дед унаваживал... Может, годов тыщу удаб- ривали, коли все-то считать... Л вы отымать собираетесь?..» 1 Слова деда вызвали сочувствие у схода, заколебался даже сам староста, старика энергично поддержал сосед. Но ку­ лак Хапуга при содействии подхалимов и любителей «мога- рыча» повернул сход в свою сторону. «Сейчас же и пошлю, братцы мои, сейчас-таки, сию минуточку! — кричал Хапу­ га.— И селедочек велю прихватить. Оно, видите ли и но за­ кону так следует... А дед — кудель! Сейчас, други любезные, псе оборудую, одна нога здесь, а другая там »...2 После этих, слов на стороне Софрона остались лишь два человека из все го схода. И старик вынужден был все лето бегать «подпас­ ком», невестка умерла, а внуки пошли «по миру». Такова суровая правда рассказа: нет в деревне священных патриар хальных взаимоотношений ни в семье, ни в общине. И этой правды не может умалить даже фальшивый финал рассказа, в котором доброму соседу в день Пасхи во сне является Софрон в облачении святого. Толстой высоко ценил произведения крестьян прежде всего за правдивое изображени-е деревни и за живой разго­ ворный язык. Знание жизни крестьянства он всегда ставил им в заслугу. «Мы видим ее сверху,— говорил он в связи с рассказами Семенова,— а здесь ома встает снизу» 3. Когда писатель ознакомился с рассказом яснополянского крестья­ нина В. С. Морозова «За одно слово», он направил рукопись в один из журналов с такой рекомендацией: «Тут нет ничего 1 «Дед Софрон, или суд людской — не божий».РассказВ. И. Сави хина. М., Изд. И. Д. Сытина, 1896, сгр. 19. 2 Та ы же, стр. 22. 3 В ал. Бул г а к о в . Л. Н. Толстойв последний год его жизни 1957, М., стр. 232. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=