ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
злодей в никогда ненасытную свою утробу все добро наше проглотил? Куда наши труды девались? Да откуда твои, богач, сокровища взялись?» В марте 1886 г. Толстой сообщал Бондареву: «Я часто читаю вашу рукопись моим знакомым и редко кто согла шается, а большею частью встанут и уйдут. Когда ко мне соберутся скучные люди, я сейчас начинаю читать руко пись,— сейчас все разбегутся... Я в этой рукописи со всем согласен и сам только об этом и пишу»... (63, 338. Курсив мой.— М. М. ) . Толстой написал о Бондареве две статьи, а в своих пуб лицистических работах часто ссылается на его сочинение и цитирует его. Это давало повод некоторым исследователям писать о влиянии сибирского крестьянина на великого пи сателя '. Памятуя об этих ошибках, мы не должны забывать действительного значения памфлета Бондарева для уясне ния некоторых сторон мировоззрения Толстого. У многих крестьянских писателей освещается тема па губного влияния городской культуры на деревню. В их про изведениях обычно рисуется уход на заработки крестьянина, крестьянки, мальчика. Эта тема была очень характерной для пореформенной русской деревни. Действительно, безземель ное и разорившееся крестьянство вынуждено было покидать деревню и искать работы в городе или поступать в услу жение к господам. Влияние этой среды на людей из кресть ян, на самом деле, имело пагубные последствия. Однако крестьянские писатели иногда тенденциозно изображали влия ние города на деревню, подчеркивали только отрицательное воздействие городской культуры. Это мы видим в рассказе С. Семенова «Два брата», в стихотворении В. Ляпунова «Сапожник», в рассказах Ф. Желтова, И. Журавова, В. Са- вихина. Так, Ф. Желтов в рассказе «Перед людьми» повест вует о судьбе крестьянского мальчика, отданного на коже венный завод. Добрый и тихий подросток Петруха, попав в компанию развращенных пареньков, научился играть в карты, пить водку, воровать и ходить по кабакам. Результа том этой «науки» явилось убийство Петрухой своего друж ка, за что он и попадает в тюрьму. «Около чего Сотрешься, того и наберешься»,— такой эпиграф к своему рассказу взял Желтов. Савихин, автор стихотворного рассказа «Два сосе да», в шутливом тоне повествует о попытке двух стариков- крестьян убежать в город и о возвращении их домой в при вычную обстановку. Желтов, Савихин, Семенов явно идеализируют патриар хальные отношения в крестьянской семье и в общине. Ге 1 Последней по времени работой на эту тему является брошюра А. К о с о в а н о в а «Т. Бондарев и Л. Толстой». Абакан, 1958. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=