ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
ное впечатление, что в нем он нашел сходство со своими новыми идеалами. Неправильно было бы видеть в Бондаре ве какого-то фанатика-сектанта, черпавшего свои идеи в библии, или предшественника русских толстовцев, как пи салось о нем в Западной Европе после выхода в свет памф лета в Париже и Праге. Среди буржуазных толстововедов до сего времени имя Бондарева используется всякий раз, когда им хочется каратаевские черты выдать за национальные черты русского народа. Обычно эти исследователи ссылают ся на слова Толстого из трактата «Так что же нам делать?» «За всю мою жизнь,— писал Толстой в этом сочинении,— два мыслящих человека имели на меня большое нравствен ное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое ми росозерцание. Люди эти были не русские поэты, ученые, проповедники,— это были два живущие теперь замечатель ные человека, оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу,— крестьяне Сютаев и Бондарев» (25, 386). Эта мысль писателя неоднократно повторялась русскими тол стовцами, причем, как правило, искажалась в их прямоли нейном истолковании ’ . Эту ошибку повторяли и литераторы Западной Европы, на что Толстой <^чел нужным откликнуться. Так, в 1893 г. он решительно возражает Феликсу Шрёдеру, назвавшему его последователем Бондарева и Сютаева вслед за переводчи ком бондаревского памфлета А. Пажесом. Как А. Па- жес, так и Ф. Шрёдер ссылались на слова из трактата «Так что же нам делать'?» «Это выражение,— писал Тол стой,— было не только понято в буквальном смысле, но от сюда сделали вывод, что убеждения, которые я исповедовал, были заимствованы у Сютаева и Бондарева. Как будто это не те же самые мысли, которые тысячи раз повторяли так на зываемые сектанты-рационалисты... Г-н Пажес в своем пре дисловии повторяет то же недоразумение, и признаюсь вам, что я был удивлен, увидев повторение этого вами»... ( 66 , 335 ). Удивительно, что после этих опровержений и разъяснений писателя Александра Толстая в статье «Толстой и русский крестьянин», опубликованной в 1960 г. в американском жур нале 2, пишет о «влиянии» Бондарева на Толстого. При этом автор статьи, главным тезисом которой является мысль о каратаевских чертах русского крестьянства, опирается на сомнительное свидетельство толстовца А. Пругавина. Боль ше того, А. Толстая игнорирует не только работы советских исследователей, но и высказывание А. М. Горького о Бонда реве. А именно Горький еще при жизни Толстого впервые 1 Напр, в статье А. Пругавина «Два гениальных мужика». «Русские ведомости». 1911* 9 июля, № 157. 2 The Russian Review April 1960. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=