ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

довых запа'дных стран, кичившихся своей «демократией», совершенно неизвестно было такое литературное явление, как писатель-крестьянин. Неудивительно, что сочинение си­ бирского ссыльного крестьянина «Трудолюбие и тунеядство» с предисловием Толстого дважды издавалось во Франции с указанием не только имени, но и «звания» автора: «Мужик Тимофей Бондарев». А когда эта книга с французского язы­ ка была переведена на английский и вышла в Америке, то один из корреспондентов Толстого запрашивал: «Правда ли, что он мужик или только сын мужика? И не миф ли он?» (65, 257) (Курсив мой — М. М.). Интерес Толстого к творчеству крестьянских писателей прежде всего можно объяснить их идейной близостью, об­ щими взглядами на ряд важных вопросов современности. Одним из таких вопросов, который обсуждался в переписке Толстого с писателями и нашел отражение в его творчестве, был земельный вопрос. Утверждая \право на землю того, кто работает на ней, Толстой выше всего ставил сельский труд, а идеальным образом жизни считал жизнь в деревне. Это был своеобразный протест против помещичьего земле­ владения, против паразитизма дворянско-помещичьего клас­ са, против капиталистической «цивилизации» в городе. И в этих взглядах Толстой нашел единомышленника в лице быв­ шего крепостного крестьянина и николаевского солдата Т. М. Бондарева, проживавшего в 80—90-^ гг. в Енисейской гу­ бернии '. «Трудолюбие и тунеядство» — Публицистический памф­ лет, острие которого направлено против помещиков, купцов, духовенства. Это их Бондарев именует «тунеядцами». В про­ тивовес всем этим тунеядцам автор провозглашает «торже­ ство земледельца», т. е. чувство нравственной правоты кре- стьянина-труженика, который заявляет о своих законных правах на землю и плоды своего труда. Но Бондарев, будучи патриархальным крестьянином, ждал избавления от эксплуататоров путем реформы сверху, а вна­ чале даже уповал на царя и бога. Вот почему писатель-кре­ стьянин сходился с Толстым не только сильными, но и сла­ быми сторонами своих воззрений. При этом следует под­ черкнуть, что Бондарев выработал эти взгляды независимо от Толстого, равно как и Толстой сформулировал свои идеи под влиянием не Бондарева, а русской действительности2. Сочинение крестьянина, написанное ярким народным языком, близким к фольклору, потому произвело на Толстого силь- 1 См. подробно о нем в моей статье, опубликованной в «Записках» Хакасского научно-исследовательского института, в. II, Абакан, 1951. 2 См. об этом подробно в моей статье, опубликованной в журнале «Сибирские огни», 1959, № 11. 8* 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=