ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г

жанию, и так я ее слышал, так ее понял, и иною она не мо­ жет быть — чтобы не быть фальшивою» (85, 276). По настоянию Черткова Толстой все же согласился издать «Свечку» с новой концовкой, но все последующие издания выходили с той концовкой, которая была продиктована не его учением о непротивлении, а действительностью. Толстой неоднократно возражал Черткову, когда тот стремился приглушать критику, смягчать социальные про­ тиворечия. Особенно определенно эта точка зрения писате­ ля выражена в письме к Черткову в связи с обсуждением обличительного сочинения «Царство божие внутри вас». «Главное, не могу согласиться с смягчениями,— отвечал Толстой.— Смягчать, оговариваясь, нельзя. Это нарушает весь тон, а тон выражает чувство, а чувство заражает (чув­ ство иногда негодования) больше, чем всякие доводы» (87, 117). Издательская и редакторская деятельность Толстого со­ действовала развитию крестьянской литературы, больше то­ го, она помогла многим лицам из народа стать писателями. Большинство из них начало нисать художественные произ­ ведения под влиянием лучших изданий «Посредника», осо­ бенно произведений Толстого для народа. Такие писатели- крестьяне, как И. Журавов, Ф. Желтов, В. Савихин (Ива­ нов), Ф. Тищенко (Тарасенко), с полным основанием могли бы сказать то же, что сказал их собрат по перу С. Семенов: «Впечатление этих изданий («Посредника».— М. Л4,) как на меня, так и на всю ту среду, в которой я тогда находился, было громадное. Под влиянием их... у меня появилось неот­ разимое желание самому писать » '. Почти все писатели из народа, пришедшие в литературу в конце XIX—начале XX вв., получили поддержку со сторо­ ны Толстого. Кое-кто из них, несмотря на отсутствие систе­ матического образования и тяжелые материальные условия, стал профессиональным писателем (С. Семенов, Ф. Тищен­ ко). Большинство же, занимаясь литературным творчеством, зарабатывали средства к существованию физическим тру­ дом. Следует заметить, что Толстой был противником того, чтобы литературная деятельность превращалась в профес­ сию, а тем более — в источник существования. Появление писателей-самоучек свидетельствовало не только о талантливости русского народа, но и о положитель­ ном влиянии освободительных идей. Все это приобретает особый смысл, если вспомнить, что столь большое количе­ ство писателей появилось в России, которая только что сбро­ сила ярмо крепостников. Некоторые из этих писателей сами были крепостными рабами. Характерно, что даже для пере­ 1 «Вестник Европы», 1908, т. 5, стр. 8 (Курсив мой— М. М.) t 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=