ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №1 1962г
жанию, и так я ее слышал, так ее понял, и иною она не мо жет быть — чтобы не быть фальшивою» (85, 276). По настоянию Черткова Толстой все же согласился издать «Свечку» с новой концовкой, но все последующие издания выходили с той концовкой, которая была продиктована не его учением о непротивлении, а действительностью. Толстой неоднократно возражал Черткову, когда тот стремился приглушать критику, смягчать социальные про тиворечия. Особенно определенно эта точка зрения писате ля выражена в письме к Черткову в связи с обсуждением обличительного сочинения «Царство божие внутри вас». «Главное, не могу согласиться с смягчениями,— отвечал Толстой.— Смягчать, оговариваясь, нельзя. Это нарушает весь тон, а тон выражает чувство, а чувство заражает (чув ство иногда негодования) больше, чем всякие доводы» (87, 117). Издательская и редакторская деятельность Толстого со действовала развитию крестьянской литературы, больше то го, она помогла многим лицам из народа стать писателями. Большинство из них начало нисать художественные произ ведения под влиянием лучших изданий «Посредника», осо бенно произведений Толстого для народа. Такие писатели- крестьяне, как И. Журавов, Ф. Желтов, В. Савихин (Ива нов), Ф. Тищенко (Тарасенко), с полным основанием могли бы сказать то же, что сказал их собрат по перу С. Семенов: «Впечатление этих изданий («Посредника».— М. Л4,) как на меня, так и на всю ту среду, в которой я тогда находился, было громадное. Под влиянием их... у меня появилось неот разимое желание самому писать » '. Почти все писатели из народа, пришедшие в литературу в конце XIX—начале XX вв., получили поддержку со сторо ны Толстого. Кое-кто из них, несмотря на отсутствие систе матического образования и тяжелые материальные условия, стал профессиональным писателем (С. Семенов, Ф. Тищен ко). Большинство же, занимаясь литературным творчеством, зарабатывали средства к существованию физическим тру дом. Следует заметить, что Толстой был противником того, чтобы литературная деятельность превращалась в профес сию, а тем более — в источник существования. Появление писателей-самоучек свидетельствовало не только о талантливости русского народа, но и о положитель ном влиянии освободительных идей. Все это приобретает особый смысл, если вспомнить, что столь большое количе ство писателей появилось в России, которая только что сбро сила ярмо крепостников. Некоторые из этих писателей сами были крепостными рабами. Характерно, что даже для пере 1 «Вестник Европы», 1908, т. 5, стр. 8 (Курсив мой— М. М.) t 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=