Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
противоречия В. И. Ленин объяснял выражением общест венных условий России последней трети XIX века, в которых жил и работал Л. Н. Толстой. Понятно поэтому, что отдель ные требования его педагогической этики должны быть со отнесены к этим условиям и рассматриваться под соответст вующим углом зрения. Ыо ряд указаний и рекомендаций Л. Н. Толстого представляют несомненный интерес для пе дагогической этики учителя современной нам школы. Теория нравственности Л. Н. Толстого находилась в тес ной связи с его религиозными воззрениями. В. И. Ленин, критикуя нравственное «кредо» Толстого, показал реакци онную сущность проповедуемой им всеобщей «любви» лю дей, стремления их к единению и братству, непротивления злу и аскетизма. Л. Н. Толстой придавал очень большое значение религи озно-нравственному воспитанию учащихся. В Яснополянской школе преподавался закон божий; на его уроках дети учили молитвы и катехизис, усваивали церковные службы и об ряды. Сам Толстой, по его более поздним воспоминаниям, в этот период «еще не уяснил себе своего отношения к цер ковному учению» и, не приписывая ему важности, обращал преимущественное внимание на «нравственное учение». «Много перемучившись в искании правды и руководства в жизни», Толстой пришел к убеждению, что «наше церков ное учение есть бессовестная и вредная ложь, и преподава ние его детям есть величайшее преступление». Но, отказав шись от преподавания закона божия в духе церковного уче ния, Толстой не ратовал за активное его разоблачение, а стал сторонником религиозно-нравственного воспитания и обучения детей в духе «истинного христианства», при кото ром место попа по казенной должности занимается попом по нравственному убеждению, что так резко критиковал В. И. Ленин, имея в виду религиозные взгляды Толстого. Главную задачу учителя Толстой видел в развитии лич ности ребенка, в совершенствовании наибольшей гармонии нравственных качеств детей, которыми они обладают уже при рождении. «Здоровый человек родится па свет,— писал Л. Н. Толстой,— вполне удовлетворяя требованиям безуслов ной гармонии в отношении правды, красоты и добра, кото рые мы носим в себе... Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра» Г• • Л. И. Т о л с т о и. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 322. 2 -2496 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=