Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

противоречия В. И. Ленин объяснял выражением общест­ венных условий России последней трети XIX века, в которых жил и работал Л. Н. Толстой. Понятно поэтому, что отдель­ ные требования его педагогической этики должны быть со­ отнесены к этим условиям и рассматриваться под соответст­ вующим углом зрения. Ыо ряд указаний и рекомендаций Л. Н. Толстого представляют несомненный интерес для пе­ дагогической этики учителя современной нам школы. Теория нравственности Л. Н. Толстого находилась в тес­ ной связи с его религиозными воззрениями. В. И. Ленин, критикуя нравственное «кредо» Толстого, показал реакци­ онную сущность проповедуемой им всеобщей «любви» лю­ дей, стремления их к единению и братству, непротивления злу и аскетизма. Л. Н. Толстой придавал очень большое значение религи­ озно-нравственному воспитанию учащихся. В Яснополянской школе преподавался закон божий; на его уроках дети учили молитвы и катехизис, усваивали церковные службы и об­ ряды. Сам Толстой, по его более поздним воспоминаниям, в этот период «еще не уяснил себе своего отношения к цер­ ковному учению» и, не приписывая ему важности, обращал преимущественное внимание на «нравственное учение». «Много перемучившись в искании правды и руководства в жизни», Толстой пришел к убеждению, что «наше церков­ ное учение есть бессовестная и вредная ложь, и преподава­ ние его детям есть величайшее преступление». Но, отказав­ шись от преподавания закона божия в духе церковного уче­ ния, Толстой не ратовал за активное его разоблачение, а стал сторонником религиозно-нравственного воспитания и обучения детей в духе «истинного христианства», при кото­ ром место попа по казенной должности занимается попом по нравственному убеждению, что так резко критиковал В. И. Ленин, имея в виду религиозные взгляды Толстого. Главную задачу учителя Толстой видел в развитии лич­ ности ребенка, в совершенствовании наибольшей гармонии нравственных качеств детей, которыми они обладают уже при рождении. «Здоровый человек родится па свет,— писал Л. Н. Толстой,— вполне удовлетворяя требованиям безуслов­ ной гармонии в отношении правды, красоты и добра, кото­ рые мы носим в себе... Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра» Г• • Л. И. Т о л с т о и. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 322. 2 -2496 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=