Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

Н. Л. СОРОКИН Л. Н. ТОЛСТОЙ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ УЧИТЕЛЯ Ф. Энгельс, подчеркивая классовый характер морали в классовом обществе, говорил о том, что не только каждый класс, но и каждая профессия имеют свою собственную мо­ раль. Действительно, работники любой профессии, выполняя определенные служебные обязанности, сталкиваются с не­ обходимостью выработки моральных суждений и оценок своей деятельности и деятельности других людей той же профессии. Профессиональная этика, тесно связанная с ос­ новами морали, характерными для данного общества, имеет в то же время специфический характер, обусловленный осо­ бенностями того или иного рода общественных обязанностей людей. Так, важнейшие правила врачебной этики, сформулиро­ ванные древнегреческим основоположником медицины Гип­ пократом, требовали от врача презрения к деньгам, совест­ ливости, скромности, простоты в одежде, уважения, реши­ тельности, изобилия мыслей, отвращения к пороку, отрица­ ния суеверного страха перед богами и других качеств. Опре­ деленные этические нормы существуют в каждом обществе для работников литературы и искусства, военнослужащих, спортсменов и т. д. Особое место среди различных видов профессиональной этики занимает педагогическая этика, определяющая мо­ ральные требования к лицам, которые руководят развитием и формированием личности человека (к учителям, воспита­ телям, руководителям школ и др.). Среди большого и разнообразного педагогического насле­ дия, оставленного гениальным русским писателем и талант­ ливым педагогом Л. Н. Толстым, имеется много положений, относящихся к педагогической этике учителя. Как во многих других педагогических воззрениях Л. Ы. Толстого, так и в его взглядах на педагогическую этику учителя отсутствует строгая система и последовательность, встречаются несогла­ сованность и противоречия. Эти «действительно кричащие» 8

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=