Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
Н. Л. СОРОКИН Л. Н. ТОЛСТОЙ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ УЧИТЕЛЯ Ф. Энгельс, подчеркивая классовый характер морали в классовом обществе, говорил о том, что не только каждый класс, но и каждая профессия имеют свою собственную мо раль. Действительно, работники любой профессии, выполняя определенные служебные обязанности, сталкиваются с не обходимостью выработки моральных суждений и оценок своей деятельности и деятельности других людей той же профессии. Профессиональная этика, тесно связанная с ос новами морали, характерными для данного общества, имеет в то же время специфический характер, обусловленный осо бенностями того или иного рода общественных обязанностей людей. Так, важнейшие правила врачебной этики, сформулиро ванные древнегреческим основоположником медицины Гип пократом, требовали от врача презрения к деньгам, совест ливости, скромности, простоты в одежде, уважения, реши тельности, изобилия мыслей, отвращения к пороку, отрица ния суеверного страха перед богами и других качеств. Опре деленные этические нормы существуют в каждом обществе для работников литературы и искусства, военнослужащих, спортсменов и т. д. Особое место среди различных видов профессиональной этики занимает педагогическая этика, определяющая мо ральные требования к лицам, которые руководят развитием и формированием личности человека (к учителям, воспита телям, руководителям школ и др.). Среди большого и разнообразного педагогического насле дия, оставленного гениальным русским писателем и талант ливым педагогом Л. Н. Толстым, имеется много положений, относящихся к педагогической этике учителя. Как во многих других педагогических воззрениях Л. Ы. Толстого, так и в его взглядах на педагогическую этику учителя отсутствует строгая система и последовательность, встречаются несогла сованность и противоречия. Эти «действительно кричащие» 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=