Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

лаевич записал в дневнике: «Помешали гимназисты»'. В этот день Яснополянские воспитанники померились зна­ ниями с гимназистами и ни в чем не уступили тулякам. Это, конечно, еще раз подчеркивало высокий уровень знании учеников Толстого. Подобные состязания давали богатый материал для новых педагогических опытов в гимназии. В 1862 году в Тульской гимназии по словам Евгения Маркова «пытались действовать так же, как Толстой в сво­ ей школе, пробовали совсем развязать ученикам руки»2. Но это, к сожалению, не привело к результатам, полученным Яснополянской школой. Видимо, сказался и различный уро­ вень педагогического мастерства, и то, что гимназисты при­ выкли к безынициативному заучиванию, которое не могло быть сразу ликвидировано. Опыт Яснополянской школы и Тульской гимназии сыграл важную роль в принятом Толстым решении об издании жур­ нала. Издавать его Толстой хотел вместе с тульскими педа­ гогами, в соредакторстве с Евгением Марковым. Журнал должен был выйти в свет в 1861 году, однако сотрудничество тульских педагогов с Толстым не состоялось. Этот отказ можно объяснить тем, что состав педагогического кружка и состав преподавателей гимназии был далеко не однороден по своим взглядам и убеждениям. В статье Евгения Марко­ ва «Теория и практика Яснополянской школы» в «Русском вестнике» за май 1862 года были отмечены не только общ­ ность идей Толстого и тульских преподавателей, но и суще­ ственные расхождения. Гимназический коллектив не принял толстовскую теорию свободного воспитания. Возможно, преподаватели слишком прямолинейно поняли ее интерпретацию Толстым. И в 1862 г. журнал «Ясная Поляна» вышел в свет без участия препода­ вателей гимназии. Наступил 1865 год, а вместе с ним и ре­ акция. Кружок распался, 'время педагогических экспери­ ментов в Тульской гимназии окончилось. Второй период связи Толстого с гимназией мы рассмат­ ривали как время усиления контактов личного характера. В семидесятые годы в Тульской мужской гимназии сдавали экзамены после курса домашнего обучения сыновья Льва Николаевича: Сергей, Лев и Илья. Для Толстого экзамены детей каждый раз были большим событием. Так, в 1876 году, в канун первого экзамена Сергея, 1 Л. Н. Т о л с т о й. Полное собрание соч., т. 48. стр. 39. 2 «Русский вестник», 1862 г., май, стр. 183. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=