Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

хилого столетия, которым и посвящена интересная статья Н. А. Потаповой. Прежде всего, следует отметить, что педагогический со­ став этого учебного заведения не был однороден по своему отношению к общественным настроениям 60—80-х годов прошлого столетия. Части педагогов в известной мере не были чужды либеральные настроения передовой русской ин­ теллигенции. Некоторые преподаватели Тульской гимназии проявляли живой интерес к общественно-педагогическому движению, которое развернулось в России в начале 60-х го­ дов. В то же время следует учесть, что основной тон жизни этой гимназии полностью соответствовал духу самодер­ жавия. Изменения произошли только тогда, когда в 1859 году директором стал И. Ф. Гоярин —талантливый педагог, го­ рячо любивший свое дело. С его приходом в гимназии на­ чался период активных творческих поисков в различных об­ ластях педагогики. Статьи Ушинского и Пирогова, Черны­ шевского и Добролюбова помогали преподавателям гимна­ зии найти новые пути преподавания, улучшения воспитатель­ ного процесса. Гоярпп пригласил на работу в гимназию выпускников уни­ верситетов: Евгения и Льва Марковых, Скорина, Головаче­ ва. Молодые преподаватели искали живого, плодотворного дела, написанные ими статьи по вопросам педагогики появ­ лялись в таких изданиях как «Русский вестник», «Отечест­ венные записки», «Учитель» и других. Вместе с Гояриным они составили ядро педагогического кружка. Возникновение таких кружков было одной из форм выражения демократи­ ческих настроений прогрессивной части интеллигенции эпо­ хи начала 60-х годов. Тульский кружок собирался в доме начальницы женской гимназии Юлии Федоровны Ауэрбах. Здесь в 1859 г. позна­ комился с тульскими педагогами Толстой и стал участником педагогических собраний. Эта встреча имела большое значе­ ние для расширения передовых исканий в гимназии, для рас­ цвета теоретической мысли в области методики обучения и воспитания. Дидактические взгляды Толстого встретили го­ рячую поддержку. Для нас очень важно отметить, что работа Толстого в Яснополянской школе вызывала большой интерес у тульских педагогов. Они часто посещали ее и нередко вместе со сво­ ими учениками. Так, например, 5 ноября 1861 г. Лев Нико- 75

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=