Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
Но выдвигая требование соответствия фирмы содержа нию, Толстой подчеркивал мысль о подчиненном значении формы. Форма служит «художественному выражению мыс ли» (т. 30, стр. 436), «сцеплению мыслей», т. е. системе идеи в их живом движении. Следовательно, мастерство писателя, изобразительные средства нельзя рассматривать изолированно — их надо изу чать только и исключительно как средство художественного воплощения содержания. Это замечание Толстого имеет для нас, учителей литературы, исключительное значение: оно требует функционального изучения эстетических достоинств и художественных особенностей литературного произведения. Забвение этого принципа приводит к формализму. Истинное произведение искусства представляет, но Тол стому, целостный художественный организм, в котором нет ничего лишнего, в котором каждый отдельный элемент орга нически слит со всей структурой и выполняет определенную идейно-эстетическую роль. «В настоящем художественном произведении — стихотво рении, драме, картине, песне, симфонии — нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значения всего про изведения, точнее гак же, как нельзя не нарушить жизни органического существа, если вынуть один орган из своего места и вставить в другое» (т. 30, стр. 131). Высказывания Л. Ы. Толстого о литературном .мастер стве, умело использованные на уроке, помогут учащимся ос мыслить специфику художественного произведения, понять взаимосвязь и зависимость всех его элементов. А это, в свою очередь, будет способствовать более глубокому восприятию текста, обострению читательской наблюдательности, выра ботке навыков и умений анализа, развитию эстетического вкуса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=