Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
народных масс и .может продолжаться только до тех пор, пока будет это рабство... Освободите рабов капитала, и нель зя будет производить такого утонченного искусства» (т. 30, стр. 82). Эти мысли великого русского писателя с особой силой звучат сегодня, когда тема кошмаров и патологии, уродств и убийств так широко представлена в реакционном зару бежном искусстве, порождая в душе читателей и зрителей скепсис, цинизм, безразличие ко всему. Высказывания Тол стого вооружают нас в борьбе с этим растленным и «утон ченным» искусством буржуазного Запада. Каждый подлинный художник является новатором в ис кусстве. Он идет своим собственным непроторенным путем в художественном отображении жизни. «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит, пли нарочно потешает, он не действует» (т. 54, стр. 74). Последнее высказывание для учащихся старших классов особенно важно. Читатель ценит писателя и его творчество за то новое, что вносит он в сокровищницу художественного опыта. Причем зритель, читатель, слушатель воспринимает не только результат, открытие художника, но и сливается с ним в поисках истины, в решении поставленной проблемы. Л. Н. Толстой как бы дает совет юному читателю, как сле дует подходить к каждому автору художественного, произ- ведепия: « В с ущ н о с ти , когда мы читаем или созерцаем художест венное произведение нового автора,—основной вопрос, воз никающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем ты отличаешься от всех других людей, ко торых я знаю, и что можешь сказать мне нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» ...Е с л и же это старый, уже знакомый писатель, то вопрос уже не в том, кто ты такой, а «ну-ка, что сможешь ты сказать мне еще нового? С какой стороны ты теперь осветишь мне жизнь?» (т. 30, стр. 19). Одним из ведущих эстетических принципов Л. Н. Толсто го было положение о том, чтобы в художественном произве дении «форма и мысль составляли одно неразрывное целое» (т. 30, стр. 116). Высочайшим образцом единства содержа ния и формы Т о л с т о й с ч и т а л творчество А. С. Пушкина, «мастера красоты», у которого простота, краткость и яс ность в передаче содержания. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=