Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
человека» (т. 53, стр. 81), «одно из средств общения людей между собой» (т. 30, стр. 63). Лишь те художественные произведения находили у Тол стого признание, в которых он видел правдивое отображе ние действительности. Это мог быть и роман знаменитого писателя, и рассказ крестьянина. Вот, например, отзыв Л. Н. Толстого о романе Мопассана «Жизнь»: «Все это сама жизнь со всей ее сложностью и разнообразием» (т. 30. стр. 8) А вот отзыв писателя о рассказе бывшего ученика Яснополянской школы Василия .Морозова «За одно слово»: «Чувствуешь, что тут нет ничего придуманного, сочиненного, а рассказано то, что именно так и было,— выхвачен кусочек жизни». Ратуя за реализм, Л. И. Толстой резко выступал против реакционного искусства натуралистов, символистов и других представителей декадентства. Натуралистов, копирующих действительность, он высмеивал такими словами: «Идет му жик—опишут мужика, лежит свинья — се опишут, и т. д. Но разве это искусство? А где же одухотворяющая мысль, делающая бессмертными истинно великие произведения че ловеческого ума и сердца...» 1 На обзорных занятиях по литературе в 10 классе, харак теризуя модернизм, который и в содержании и в форме сво их произведений отражал буржуазно-дворянскую идеологию, мы воспользовались отзывом Толстого о декадентском рома не М. П. Арцыбашева «Санин», в котором воспевается поли тическое ренегатство, культ «сильной личности», отказ от общественных идеалов, животные инстинкты, нравственный цинизм. «П ро чел все рассуждения самого Санина,— писал Тол стой в 1908 году,—и ужаснулся нс столько гадости, сколько глупости, невежеству if самоуверенности, соответствующей этим двум свойствам автора... В романе нет описания ни од ного истинного человеческого чувства, а описываются только самые низменные, животные побуждения; и нет ни одной своей новой мысли...»1 2. По мнению Толстого «упадок искусства есть признак упадка всей цивилизации» (т. 78, стр. 67). В статье «Что такое и с к у с с тво ?» Толстой оказал об условиях .возникнопения модернизма и предсказал его неизбежную гибель: «...Наше утонченное искусство могло возникнуть только на рабстве 1 «Литературное наследство», № 37—38, М., 1939, стр. 422. 2 «Летописи Гос. лит. музея», кн. 2, М., 1938, стр. 270—271. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=