Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

только образованием '. Теперь он отступает от прежнего по­ нимания свободы и в статье «О народном образовании» (1874 г.) указывает, что границы свободы в обучении и вос­ питании определяются «учителем, его знанием, его способ­ ностью руководить школой»2. Порвав с православием, Толстой в последний период сво­ ей жизни вскрывает все лицемерие, ложь и гнусную роль казенной церкви. Но от церковной религии он приходит к своей, утонченной, а потому и более вредной религии. «Наше церковное учение,— писал он в 1902 году,—есть бессовест­ ная и вредная ложь, и преподавание его детям есть вели­ чайшее преступление»3. И тут же говорит следующее: «Если же бы мне нужно было сейчас передать ребенку сущность религиозного учения, которое я считаю истиной, я бы сказал ему, что мы пришли в этот мир и живем в нем не по своей воле, а по воле того, что мы называем богом, и что поэтому нам будет хорошо только тогда, когда мы будет исполнять эту волю. Воля же состоит в том, чтобы все мы были счаст­ ливы. Для того же, чтобы мы все были счастливы, есть толь­ ко одно средство: надо, чтобы каждый поступал с другими так, как он желал бы, чтобы поступали с ним»4. Таким образом, совершенно очевидно, что, отказавшись от преподавания закона божия в духе церковного учения, Толстой стал сторонником религиозно-нравственного воспи­ тания и обучения детей в духе «истинного» христианства, когда место попа по казенной должности занимается попом по нравственному убеждению. В результате религиозных устремлений Толстой еще больше отошел от идеи «свободного воспитания», признал ошибкой прежнее разделение образования и воспитания. «...Разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием,—указы­ вал Толстой,— искусственно. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, вся­ кое же знание действует воспитательно» 5. Далее Толстой настаивает на необходимости религиозно­ го и нравственного воспитания детей. «...Полагаю,— писал Толстой,— что главная и единственная забота людей, заня- : См.: Л. Н. Т ол с т о и. Псд. соч. М., 1953, стр. 212. - Т а м ж с, стр. 377. Там ж с, стр. 427. ‘' Т а м ж е. : Т а м ж с, стр. 409.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=