Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

шиеся результатом его богатейшего жизненного и творче­ ского опыта. Ознакомление с высказываниями Л. Н. Толстого об ис- . кусствс в целях расширения эстетического кругозора уча­ щихся осуществляется учителем как на уроках, посвященных обзору жизни и творчества писателя, анализу отдельных его произведении, так и на занятиях, связанных с формирова­ нием таких теоретико-литературных понятий, как специфика литературы, художественный образ, реализм, народность, типичность, единство содержания и формы, стиль писателя, модернистское искусство. Эти теоретико-литературные вопросы рассматриваются в старших классах в связи с изучением программных произ­ ведений с постоянной опорой на конкретный художествен­ ный материал. Привлекаемые при этом высказывания Тол­ стого и других писателей направлены на углубление знаний по теории литературы, на установление более широких обоб­ щений, на осознание сущности искусства, закономерностей художественного творчества. Уже на вводном занятии по литературе в 8 классе уча­ щимся, согласно программе, дается понятие об искусстве и литературе, о специфике и значении художественного твор­ чества. Что такое искусство? В чем его отличие от науки? Какова его роль в жизни людей? Эти вопросы, поставленные учителем на первом же уроке, будут сопутствовать всему процессу изучения литературы в старших классах. Эти же вопросы неотступно волновали и Л. Н. Толстого, и решал он их не в абстракциях, не в отрыве от живой практики, а как писатель-реалист, всегда оставаясь на почве действительности, поэтому его высказывания весьма кон­ кретны и вполне доступны школьникам. Еще в начале 60-х годов прошлого века Лев Толстой как педагог вел с учени­ ками Яснополянской школы задушевную беседу о том, что такое красота в природе и искусстве, для чего люди пишут, рисуют и поют. Дети пришли к выводу, писал Толстой, «что искусство есть красота»'. В трактаке «Что такое искусство?» Л. И. Толстой раз­ вивал и углублял эти первоначальные элементарные поня­ тия. «Искусство есть одно из проявлений духовной жизни1 1 Л. Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч. Юбилейное издание. Госполитиз- дат, М , т. 8, стр. 46—47. (Дальше в данной статье это издание обозна­ чается сокращенно после цитаты с указанием тома и страницы). 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=