Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

э. Г. БГ:ККЕР ВЫСКАЗЫВАНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО ОБ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Среди различных средств, способствующих эстетическому воспитанию школьников старших классов, видное место при­ надлежит высказываниям писателен по вопросам литерату­ ры и искусства. Они помогают учащимся составить себе представление о специфике художественного творчества, об эстетических взглядах писателей-классиков, выработать ос­ мысленные и обоснованные критерии подхода к явлениям искусства. В настоящей статье рассмотрен лишь один из путей фор­ мирования эстетических воззрений старшеклассников — це­ лесообразность использования высказывании Л. II. Толстого об искусстве на уроках и внеклассных занятиях по литера­ туре. Умело привлекая внимание учащихся к мыслям Л. II. Тол­ стого о природе и задачах искусства, о принципах художе­ ственного творчества, о законах литературного мастерства, учитель-словесник поможет развитию эстетических воззре­ ний и художественного вкуса юных читателей, даст им тео­ ретическую основу для того, чтобы безошибочно отличать истинную красоту в искусстве от мнимой. Вопросами эстетики Л. Н. Толстой занимался на про­ тяжении всего своего писательского пути. Его огромное на­ следие (дневники, записные книжки, письма, статьи, трак­ таты, художественные произведения) пестрит высказывания­ ми по вопросам искусства, замечаниями о собственном творчестве, критическими суждениями и оценками деятелей литературы, живописи, музыки и театра. Однако в эстетических взглядах Л. Н. Толстого не было последовательности. Мысли его об искусстве весьма про­ тиворечивы, содержат крайности и ошибки. Поэтому для художественного воспитания учащихся мы берем из насле­ дия Толстого только общепризнанные, созвучные нашему времени подлинно демократические суждения писателя, явив- 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=