Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
э. Г. БГ:ККЕР ВЫСКАЗЫВАНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО ОБ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Среди различных средств, способствующих эстетическому воспитанию школьников старших классов, видное место при надлежит высказываниям писателен по вопросам литерату ры и искусства. Они помогают учащимся составить себе представление о специфике художественного творчества, об эстетических взглядах писателей-классиков, выработать ос мысленные и обоснованные критерии подхода к явлениям искусства. В настоящей статье рассмотрен лишь один из путей фор мирования эстетических воззрений старшеклассников — це лесообразность использования высказывании Л. II. Толстого об искусстве на уроках и внеклассных занятиях по литера туре. Умело привлекая внимание учащихся к мыслям Л. II. Тол стого о природе и задачах искусства, о принципах художе ственного творчества, о законах литературного мастерства, учитель-словесник поможет развитию эстетических воззре ний и художественного вкуса юных читателей, даст им тео ретическую основу для того, чтобы безошибочно отличать истинную красоту в искусстве от мнимой. Вопросами эстетики Л. Н. Толстой занимался на про тяжении всего своего писательского пути. Его огромное на следие (дневники, записные книжки, письма, статьи, трак таты, художественные произведения) пестрит высказывания ми по вопросам искусства, замечаниями о собственном творчестве, критическими суждениями и оценками деятелей литературы, живописи, музыки и театра. Однако в эстетических взглядах Л. Н. Толстого не было последовательности. Мысли его об искусстве весьма про тиворечивы, содержат крайности и ошибки. Поэтому для художественного воспитания учащихся мы берем из насле дия Толстого только общепризнанные, созвучные нашему времени подлинно демократические суждения писателя, явив- 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=