Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

перепрыгивать с разбега. Учитель показывал, как легко это можно сделать, а ребятам это удавалось далеко нс сразу, после долгих усилии. Сын Толстого Илья в книге «Мои воспоминания» расска­ зывает, как отец учил его плавать, ездить верхом, одобрял хорошее физическое развитие сына. Убеждение, сложившее­ ся у писателя-педагога еще в молодые годы, что занятия гим­ настикой не только развивают физически, но и укрепляют во­ лю, характер, сохранилось у него на всю жизнь. 11м он руко­ водствовался и в своей педагогической деятельности. Толстой горячо опровергал мнение тех, кто считал занятия физически­ ми упражнениями «баловством и ломанием». Много времени и внимания уделял Толстой своим ученикам, чтобы удовлет­ ворить их потребность в движении, доказать, что «от гимна­ стики человек развивается, крепнет телом и аппетит приоб­ ретает». Он был для крестьянских мальчиков и девочек не только учителем, но и старшим товарищем. Между ним и детьми установились теплые, дружеские отношения простоты и доверия. Внеучебный досуг Лев Николаевич проводил с детьми в прогулках в зимний лес, по лугам, ходил с ребята­ ми купаться на пруд, зимой играл в снежки, катался с гор на санках, на пруду катался на коньках. Воспитывая своих детей в семье, Толстой особое внимание обращал на их физическое развитие. Он считал, что игры на свежем воздухе, прогулки, гимнастика, ручной труд укрепля­ ют силы детей, развивают их смелость и самодеятельность. Сын, Илья Львович, в своих воспоминаниях пишет: «Одно время он каждый день собирал нас в аллею, где была устрое­ на гимнастика, <и мы все по очереди должны были проделы­ вать всякие трудные упражнения на параллелях, трапеции и кольцах. Самое трудное — это был прием на трапеции с пролезанием через спину, который назывался «Михаил Ива­ нович». Его могли делать папа и М-г Rev, а для нас, мальчи­ ков, он был труден, и мы долго добивались, пока он не удал­ ся» К Если кто-либо из детей не мог проделать того или ино­ го упражнения, отец называл его «неженкой», и не было ни­ чего обиднее этого насмешливого слова. Лев Николаевич учил и своих детей и своих учащихся не отступать перед трудностями и обязательно добиваться того, что было наме­ чено. Пользу от занятий физическими упражнениями, гимнасти-1 1 И. Л. Т о л с т о й . Мои воспоминания, М., 1969, стр. 20-1—205. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=