Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

ческим вопросам. Он составляет «Азбуку» —учебную книгу для первоначального обучения, разрабатывает общие вопро­ сы дидактики и методики обучения грамоте. Занимал его вопрос о подготовке сельского учителя. Важнейшим качест­ вом учителя Толстой считал его любовь к педагогическому труду и к учащимся. В эти годы он выступает не только как составитель ряда учебников для начальной школы, автор теоретических статей по педагогике, но и как организатор школ в Крапивенском уезде Тульской губернии. Следует подчеркнуть, что теперь Толстой далек от эмпирического по­ нимания задач педагогической науки, он пытается найти об­ щие основы педагогической теории в религиозно-нравствен­ ном учении в духе «истинного» христианства. Но известно, что религия нс может быть основой научной педагогики, ре­ лигия прямо противоположна науке, она враг всякого научного прогресса. В 1875 г. Толстой выпустил «Новую Азбуку» и четыре «Книги для чтения». Эти книги получили высокую оценку видных русских педагогов, которые отмечали такие досто­ инства книг Толстого, как доступность, содержательность материала, высокохудожественная форма изложения. „ От педагогических идей 60-х годов замечается уже неко­ торый отход: в идею «свободного воспитания» вносится це­ лый ряд ограничений. В 1874 г. в статье «О народном образовании» Толстой, справедливо критикуя немецкую педагогику и попытки под­ ражать ей со стороны некоторых русских методистов, одно­ временно рассматривал вопрос о русской народной школе с позиций отсталого патриархального крестьянства: школьное помещение — хлебный сарай или нанятая изба, а в крайнем случае обучение ребят «по череду»: сегодня в одной избе, завтра — в следующей. Толстой возражал против «дорого­ стоящих» земских школ с дипломированными учителями и рекомендовал примитивные школки грамоты, в которых дьячки, отставные солдаты и богомолки за ничтожное воз­ награждение, выплачиваемое родителями 7 месяцев в году, обучают крестьянских детей грамоте на русском и славян­ ском языках, счету и закону божьему «и больше ничему» (добавляет Толстой). Эта статья была встречена прогрес­ сивной печатью с осуждением. Раньше в статье «Воспитание и образование» (1862 г.) Толстой считал, что воспитание является насилием над лич­ ностью ребенка и поэтому считал возможным ограничиться о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=