Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
«Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учить ся, Учителю неудобны говор, д в иже н и е , в е с е л о с т ь д е тей, с о с т а в л я ю щ и е д л я них н е о б х о д и м о е у с л о в и е у ч е н и я , и в школах, строящихся как тюрем ные заведения, запрещены вопросы, разговоры и д в и ж е - н ия. Вместо того, чтобы убедиться, что для того, чтобы дей ствовать успешно на какой-нибудь предмет, нужно изучить его (а в воспитании этот предмет есть свободный ребенок), они хотят учить так, как умеют, как вздумалось, и при неус пехе хотят переменить не образ учения, а с а му п р и р о д у р е б е н к а » Из сопоставления взглядов Л. Толстого на цели, задачи и содержание, средства физического воспитания с взглядами на этот же предмет его предшественников и современников напрашивается заключение, что Лев Николаевич творчески воспринял, переосмыслил и развил главные традиции отечест венной педагогики и высказал немало оригинальных сообра жений, сделал много методических находок в практике Ясно полянской школы. Специального учителя по физическому воспитанию в Яс нополянской школе нс было. Толстой сам был п эксперимен татором и руководителем занятиями детей. В нижнем этаже Яснополянской школы в большой, свободной комнате были устроены перекладины, подвешены кольца, стояли двухпудо вые, пудовые и гири поменьше. Бывший ученик Яснополян ской школы В. С. Морозов вспоминает, как после уроков, пе ред обедом, Лев Николаевич вместе с ребятами занимался гимнастикой. «Вот он возьмется за перекладину, повиснет на ней и с .вытянутыми руками и с выпрямленным телом, не до ставая ногами до пола, повисит так немножко, потом начина ет подниматься на руках до перекладины, потом опять поти хоньку опускаться, потом опять подниматься. Поднимается первый раз — отсчитает «раз», подымается второй раз — от считает «два»... Пробуем и мы по очереди это проделывать. Но нам дается трудно. Повиснуть на перекладине — еще по виснешь, а уж подняться не так-то легко»1 2. Сам Толстой с легкостью выполнял сложнейшие гимнастические упражнения и заражал своим личным примером ребят. Закончив занятия в помещении, выходили в парк. Там на одной из аллей были устроены козлы, через которые учились 1Л. Н. Т о л с т о i'i. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 13. 2 «Воспоминания о Толстом ученика Яснополянской школы В. С. Моро зе! а». Изд-во «Посредник», 11917, стр. 37—40. 4S
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=