Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

л. м. невский ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л. Н. ТОЛСТОГО В педагогическом наследии Л. Н. Толстого мы находим немало положений, касающихся существа, содержания, средств и методов физического воспитания. В специальных современных исследованиях по истории физического воспита­ ния и педагогики (Чернышева Е. М. «Проблема физического воспитания в русской педагогике 60-х годов XIX века», 1952 г., Кулагин В. Е. «Деятельность и взгляды Е. А. Покров­ ского в области физического воспитания» М., 1952 г., Цур- кан К. В. «Развитие научно-теоретической мысли в области физического воспитания и спорта в Москве во второй поло­ вине XIX — начале XX века», Ученые записки Калининского пединститута, т. 45, 1968 г. и многие другие) нет данных о вкладе Л. Н. Толстого в этот важный раздел отечественной педагогики. А между тем Л. Н. Толстой пристально изучал проблему физического воспитания и рассматривал ее в связи с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим вос­ питанием. Он, в частности, утверждал, что физический труд не только не исключает возможности умственной деятельно­ сти, не только улучшает ее достоинства, но и поощряет ее. Вопросам физического воспитания и спорта, поднятым и своеобразно решенным в литературно-педагогических трудах и педагогической практике Л. Н. Толстого, посвящены неко­ торые страницы мемуарной литературы. Советские авторы посвятили этим вопросам значительное число работ уже в 20—30-х годах. В статьях и книгах А. Манухина, В. Чертко­ ва, М. Когана, Н. Семашко, А. Новикова, М. Айзеиа, Э. Ко- шоса, В. Срезневского, Кошаева X., И. Линдера, П. Степа­ нова, Л. Галинского и многих других сделана попытка осве­ тить отдельные вопросы данной проблемы. Но работы, в ко­ торой бы были рассмотрены все аспекты, до сих пор нс вы­ полнены. Критикуя школу за то, что она не обеспечивает физиче­ ское развитие и воспитание детей, Л. Н. Толстой писал: 4«

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=