Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
Спустя несколько глав, Толстой делает предметом разго вора княгини Корнаковой и бабушки Николеньки вопрос о допустимости физических наказаний и т. д. Толстой еще не сколько раз по разным поводам прямо или косвенно затра гивает эту тему. Но еще более, чем сам факт физического на казания, важна позиция взрослого по отношению к ребенку. Николеньку наказывает и Карл Иваныч и St-Ieröme. Но при этом у Карла Иваныча отправление наказания есть неприятная обязанность, для St-Ierome—это удовольствие, счастливый случай продемонстрировать собственное превос ходство. II тогда наказание становится унижением. Очевидна преемственная связь того решения, которое да ет Толстой проблеме наказания в своих первых художествен ных произведениях со страстной защитой в последующем за поведи непротивления злу насилием и права учащихся на свободное отношение к образовательным средствам. Заканчивая этот краткий абрис решения Толстым некото рых педагогических проблем, данный в «Детстве», «Отрочест ве» и «Юности», нужно подчеркнуть, что в данном случае вовсе не ставилась задача проиллюстрировать цельность и непротиворечивость мировоззрения Толстого, уравнивать его заслуги как художника и как мыслителя. Оценки в этом от ношении достаточно широко известны. На что действительно хотелось обратить внимание в данном случае —это подчерк нуть обстоятельство, которое часто упускают из виду при изложении педагогики Толстого. Оно состоит в том, что тео ретико-педагогические построения Толстого наполнены весьма конкретным содержанием, что его педагогическая концепция двуедина по форме своего существования, с одной стороны,— это рассуждения мыслителя, с другой, — это образы худож ника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=