Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
ровно никакого внимания. Расширение сферы общения приво дит в то же время к тому, что начинают колебаться изна чально воспринятые отношения: так, отец понемножку опу скается в глазах Николеньки с той «недосягаемой высоты, на которую ставило его детское воображение». Завязываются новые отношения, но если они лишены теплоты участия, то их развитие может привести к кризису (примером подобного1 развития событий может служить инцидент с St-Ieröme). Не останавливаясь далее на анализе внутреннего развития индивида, так как оно представлено в трилогии Толстого, мы тем не менее можем констатировать, что определяющим в этом развитии, определяющим настолько, что оно закрывает собою всякое другое развитие, является нравственное разви тие индивида. И теперь вновь можно поставить вопрос о согласии уже в указанных узких рамках теоретических концепций Толсто го с его художественным творчеством, вопрос о том, подт верждает ли ткань его произведения теоретически осмыслен ное решение, им же предложенное. В данном случае ответ на подобный вопрос должен быть утвердительным. Более того, можно с равным правом сказать что Толстой в жизнеописа нии конкретного индивида сквозь случайности и перипетии индивидуальной жизни поднимается до высот общеобязатель ного и общезначимого, но можно сказать и то, что он на внеш ние и внутренние обстоятельства жизни конкретного индиви да смотрит сквозь призму своих теоретических построений. В этой цельности непреходящая сила Толстого как художника, т. е. способность дать своим теоретическим построениям и другую жизнь, то, на что нехудожник не способен. Теперь несколько слов о второй педагогической проблеме., которую Толстой решает в своей трилогии. Это проблема норм взаимоотношений между взрослыми и детьми, вопрос об обязанностях взрослых но отношению к детям. Резумеет- ся, это также фундаментальная педагогическая проблема. Постоянным мотивом в решении этой проблемы является положение о недопустимости всякого насилия, насилия со' стороны взрослых. Именно мир взрослых Толстой рассматри вает как мир нравственного зла, хотя в истории педагогиче ской мысли были и другие решения этой проблемы. Первый вопрос, который задает себе Николеиька на стра ницах повести, образует как бы отправной пункт его после дующих размышлений: «Положим, я маленький, .но зачем он тревожит меня?». 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=