Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

в изложении Толстого образуют в значительной мере внешние события, то событийные рамки второй эпохи уже в значи­ тельной мере лишь внешний повод, а нс истинные границы. Истинные границы — это перемена взглядов на мир, на все окружающее, изменение отношения к окружающему, граница возникает тогда, когда, согласно Толстому, «все предметы, которые вы видели до сих пор, вдруг повернулись к вам не­ известной еще стороной» (3,15). Еще в большей степени это же характерно для границ юности. Юность у Иртеньева начи­ нается с того момента, когда мысль о необходимости быть добродетельным и постоянно самоусовершенствоваться, усво­ енная в общении с Нехлюдовым, переходит в чувство, абст­ рактная мысль, оставаясь по содержанию той же самой, пе­ реходит в убеждение, в готовность согласно ей действовать. II с тех нор борьба умонастроения, согласного с этой мыслью, и забвение ее составляют постоянную тему его внутренней жизни. Если теперь поставить вопрос о том, является ли история внутреннего развития по Толстому процессом прогрессивного совершенствования, то ответ на этот вопрос должен быть и положительным и отрицательным. Каждая последующая сту­ пень есть и приобретение и утрата нечто ценного, каждая последующая ступень не есть истина в своей завершенности, и в то же время, согласно Толстому, «несообразность между положением человека и его моральной деятельностью есть вернейший признак истины» (3, 55). Каждая предыдущая ступень изживается, но даже от самой светлой — детства — остаются горькие 'воспоминания. В отрочестве появляется способность к рефлексии, но наряду с этим от отрочества, не согретого подлинностью чувств, остается и пагубная сплош­ ность к умствованию. В юности открывается свет нравствен­ ной истины, и в то же время появляется прекраснодушная мечтательность и т. д. История внутреннего развития, по Толстому, есть в то же время процесс расширения сферы общения, сопровождаемый появлением и усугублением внутрисемейной отчужденности. Детство Николеньки протекает в узком кругу семьи и согре-' то теплотой и подлинностью чувств. Отрочество наступает тогда, когда он обнаруживает для себя во время поездки в Москву, что существуют другие люди и семьи, которым нет никакого дела до их семьи. Встречные женщины и дети смот­ рят на их экипаж с минутным любопытством, мужики и ла­ вочники, вместо того, чтобы кланяться, не обращают на них 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=