Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
На основании сказанного в проблеме литература и педа гогика, точнее в проблеме соотношения литературного твор чества того или иного писателя и его собственно педагогиче ских взглядов для нас важно выделить два момента: 1) в каких произведениях и какая именно педагогическая проблематика затрагивается; 2) как соотносятся решения этих проблем, выраженные в теоретической, концептуальной и в художественной формах, принадлежащие одному и тому же лицу. В данном случае мы облегчаем себе намеченную задачу тем, что ограничиваемся анализом двух педагогических проб лем в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» Л. Н. Толстого. Первая проблема — это проблема возрастной периодиза ции .развития индивида. С точки зрения теории и практики педагогики эта пробле ма весьма существенна, поскольку весь воспитательный про цесс скоординирован с возрастной градацией. Поскольку очевидно, что возраст индивида — это далеко не только его «паспортные данные», нс только характеристи ка его существования в физическом времени, то существенно выделить, на чем акцентируется внимание в том или ином ва рианте возрастной периодизации, что принято за принцип де ления. Дело, конечно, не столько в том, сколько возрастных периодов выделяется (известно, например, что Толстой соби рался писать тетралогию вместо написанной трилогии), су щественно то, как представляется переход с одной возраст ной ступени на другую, каков механизм этого перехода, что служит рубежными моментами между различными этапами. С этой точки зрения мы и подойдем непосредственно к анализу трилогии Толстого. Граничными моментами первой эпохи развития — детст в а— служат, по сюжету произведения, пробуждение 10-летне го Николеньки Иртеньева, непосредственной причиной кото рого служит неловкое движение Карла Ивановича, и смерть матери. Между этими событиями — мозаика детских впечат лений. Граничные события второй эпохи — отрочества — поездка в Москву, четыре дня путешествия и сближение с Дмитрием Нехлюдовым. Если между граничными событиями детства — мозаика впечатлений, то между граничными событиями «пу стыни отрочества» — нескончаемая нить рефлексии, вернее — это пункт, откуда ведет свое начало эта нить. Если границы детства и само содержание этого периода 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=