Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

На основании сказанного в проблеме литература и педа­ гогика, точнее в проблеме соотношения литературного твор­ чества того или иного писателя и его собственно педагогиче­ ских взглядов для нас важно выделить два момента: 1) в каких произведениях и какая именно педагогическая проблематика затрагивается; 2) как соотносятся решения этих проблем, выраженные в теоретической, концептуальной и в художественной формах, принадлежащие одному и тому же лицу. В данном случае мы облегчаем себе намеченную задачу тем, что ограничиваемся анализом двух педагогических проб­ лем в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» Л. Н. Толстого. Первая проблема — это проблема возрастной периодиза­ ции .развития индивида. С точки зрения теории и практики педагогики эта пробле­ ма весьма существенна, поскольку весь воспитательный про­ цесс скоординирован с возрастной градацией. Поскольку очевидно, что возраст индивида — это далеко не только его «паспортные данные», нс только характеристи­ ка его существования в физическом времени, то существенно выделить, на чем акцентируется внимание в том или ином ва­ рианте возрастной периодизации, что принято за принцип де­ ления. Дело, конечно, не столько в том, сколько возрастных периодов выделяется (известно, например, что Толстой соби­ рался писать тетралогию вместо написанной трилогии), су­ щественно то, как представляется переход с одной возраст­ ной ступени на другую, каков механизм этого перехода, что служит рубежными моментами между различными этапами. С этой точки зрения мы и подойдем непосредственно к анализу трилогии Толстого. Граничными моментами первой эпохи развития — детст­ в а— служат, по сюжету произведения, пробуждение 10-летне­ го Николеньки Иртеньева, непосредственной причиной кото­ рого служит неловкое движение Карла Ивановича, и смерть матери. Между этими событиями — мозаика детских впечат­ лений. Граничные события второй эпохи — отрочества — поездка в Москву, четыре дня путешествия и сближение с Дмитрием Нехлюдовым. Если между граничными событиями детства — мозаика впечатлений, то между граничными событиями «пу­ стыни отрочества» — нескончаемая нить рефлексии, вернее — это пункт, откуда ведет свое начало эта нить. Если границы детства и само содержание этого периода 44

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=