Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
в. И. ГИНЕЦИНСКИИ ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЧТЕНИЯ а в т о б и о г р а ф и ч е с к о й т р и л о г и и л . н . ТОЛСТОГО Делая попытку проанализировать художественное произ ведение с педагогической точки зрения, уместно вначале сде лать несколько замечаний о взаимоотношениях литературы и педагогики вообще, как двух сфер человеческой деятель ности, с точки зрения самой сущности деятельности человека в этих двух областях. Макс Верли называет литературу «наиболее возвышенной формой человеческого бытия, проявляющего себя в поэтиче ском слове» (1, 12). И действительно, являясь в определен ном смысле наиболее возвышенной формой человеческого бы тия, литературное художественное произведение очень часто обнимает собой в том числе и собственно педагогическую проблематику. Иначе говоря, здесь мы подчеркиваем тот мо мент, что литература в некотором роде всеобъемлюща с точ ки зрения охвата проблем человека и отношения человека к окружающему его миру. С другой стороны, воспитание, пред ставляющее собой процесс целенаправленного формирования целостной человеческой личности, внутренне близко литерату ре, области, где человек в наиболее непосредственной форме пытается осознать и преобразовать самое себя. Имея в виду это глубокое внутреннее родство между педагогикой и лите ратурой, тем более знаменательным представляется факт об ращения большого художника к вопросам практической и теоретической педагогики. Но хотя литература и практическая педагогическая дея тельность глубоко родственны с точки зрения решаемых ими задач, между литературой и теорией педагогики существует различие в форме выражения, в форме решения стоящих в них задач. Литература есть искусство, педагогика всегда стремилась быть наукой и, следовательно, стремилась мыс лить не образно, метафорически, а понятийно, находить и ис следовать общие закономерности, а не создавать конкретные образы. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=