Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

в. И. ГИНЕЦИНСКИИ ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЧТЕНИЯ а в т о б и о г р а ф и ч е с к о й т р и л о г и и л . н . ТОЛСТОГО Делая попытку проанализировать художественное произ­ ведение с педагогической точки зрения, уместно вначале сде­ лать несколько замечаний о взаимоотношениях литературы и педагогики вообще, как двух сфер человеческой деятель­ ности, с точки зрения самой сущности деятельности человека в этих двух областях. Макс Верли называет литературу «наиболее возвышенной формой человеческого бытия, проявляющего себя в поэтиче­ ском слове» (1, 12). И действительно, являясь в определен­ ном смысле наиболее возвышенной формой человеческого бы­ тия, литературное художественное произведение очень часто обнимает собой в том числе и собственно педагогическую проблематику. Иначе говоря, здесь мы подчеркиваем тот мо­ мент, что литература в некотором роде всеобъемлюща с точ­ ки зрения охвата проблем человека и отношения человека к окружающему его миру. С другой стороны, воспитание, пред­ ставляющее собой процесс целенаправленного формирования целостной человеческой личности, внутренне близко литерату­ ре, области, где человек в наиболее непосредственной форме пытается осознать и преобразовать самое себя. Имея в виду это глубокое внутреннее родство между педагогикой и лите­ ратурой, тем более знаменательным представляется факт об­ ращения большого художника к вопросам практической и теоретической педагогики. Но хотя литература и практическая педагогическая дея­ тельность глубоко родственны с точки зрения решаемых ими задач, между литературой и теорией педагогики существует различие в форме выражения, в форме решения стоящих в них задач. Литература есть искусство, педагогика всегда стремилась быть наукой и, следовательно, стремилась мыс­ лить не образно, метафорически, а понятийно, находить и ис­ следовать общие закономерности, а не создавать конкретные образы. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=