Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
Так, барыня, удирающая из Москвы от французов со сво им скарбом, руководствуясь сугубо личными, эгоистическими побуждениями, и солдаты, тысячами самоотверженно уми рающие на поле Бородина, совершая подвиг во имя общего блага, — стоят на противоположных нравственных полюсах. Разоблачая карьеризм военной аристократической вер хушки, погоню за личной славой, чинами и наградами, Тол стой обличает их нравственную несостоятельность, вскрывая мотивы их действий, поступков, их поведения. Хотя внешне их деятельность, связанная с участием в военных событиях, может быть успешной, однако она никогда не может быть оправданной с нравственной точки зрения. И вместе с тем, деятельность миллионных масс русского народа в Отечест венной войне 1812 г., вдохновляемых чувством патриотиче ского долга, является образцом нравственного поведения, выражением нравственных потребностей личности, обуслов ленных характером общественных потребностей. Побуждение личности в процессе нравственного воспита ния к действиям, поступкам, совершаемым на основе нравст венно ценных мотивов, является, но Толстому, одним из кон кретных путей воспитания нравственных потребностей лично сти. Многократные повторения таких действий, поступков, совершаемых на основе нравственно ценных мотивов, ведут к выработке устойчивой, привычной связи, составляющей ос нову формирующихся нравственных потребностей личности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=