Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

Так, барыня, удирающая из Москвы от французов со сво­ им скарбом, руководствуясь сугубо личными, эгоистическими побуждениями, и солдаты, тысячами самоотверженно уми­ рающие на поле Бородина, совершая подвиг во имя общего блага, — стоят на противоположных нравственных полюсах. Разоблачая карьеризм военной аристократической вер­ хушки, погоню за личной славой, чинами и наградами, Тол­ стой обличает их нравственную несостоятельность, вскрывая мотивы их действий, поступков, их поведения. Хотя внешне их деятельность, связанная с участием в военных событиях, может быть успешной, однако она никогда не может быть оправданной с нравственной точки зрения. И вместе с тем, деятельность миллионных масс русского народа в Отечест­ венной войне 1812 г., вдохновляемых чувством патриотиче­ ского долга, является образцом нравственного поведения, выражением нравственных потребностей личности, обуслов­ ленных характером общественных потребностей. Побуждение личности в процессе нравственного воспита­ ния к действиям, поступкам, совершаемым на основе нравст­ венно ценных мотивов, является, но Толстому, одним из кон­ кретных путей воспитания нравственных потребностей лично­ сти. Многократные повторения таких действий, поступков, совершаемых на основе нравственно ценных мотивов, ведут к выработке устойчивой, привычной связи, составляющей ос­ нову формирующихся нравственных потребностей личности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=