Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
органов иод воздействием внешнего мира, от степени упраж нения этих органов. И. М. Сеченов в своей статье «Кому и как разрабатывать психологию» говорит, что и в формирова нии нравственных потребностей личности многократные пов торения добрых дел, сопровождаемые чувством нравственно го удовлетворения, способствуют формированию нравствен ной потребности *. Особого внимания в раскрытии путей нравственного фор мирования личности, формирования ее нравственных потреб ностей в педагогической теории Л. Н. Толстого заслуживает выбор нравственно значимых мотивов поведения личности. По мысли Толстого, нравственные потребности личности должны стать главнейшими ведущими мотивами нравствен ного поведения личности. Не стимулы .внешнего воздействия на личность — требование, принуждение, а, прежде всего, внутренние побудители личности — ее нравственные убежде ния, потребности и интересы должны стать ведущими моти вами нравственных действий и поступков личности. Как известно, чем выше уровень нравственного развития личности, гем большую роль в ее мотивационной сфере игра ют внутренние побуждения. Раскрывая вопросы нравствен ного становления личности, Толстой не просто отдает пред почтение внутренним побуждениям личности перед внешни ми побуждениями, главнейшую воспитательную задачу видит он в обеспечении их нравственно ценного содержания. И ко рыстолюбие, тщеславие могут выступать значимыми для лич ности внутренними побудителями к определенному поведе нию, но ни тот, ни другой из названных мотивов поведения не могут быть признаны нравственно значимыми, педагоги чески ценными в нравственном становлении личности. В самом критерии оценки нравственного поведения лич ности очень важным, по мнению Толстого, является мотиви зация действий, поступков, поведения личности. Так, на примере отношений к событиям 1812 г. Толстой раскрывает в «Войне и мире» нравственную сущность поступ ков всех участников общего патриотического действия. Он показывает, что хотя внешне, казалось бы, все делают одно общее дело, участвуя в общем патриотическом действии, од нако с нарветвенной точки зрения поведение всех участников этих событий далеко не равноценно, т. к. диктуется различ ными мотивами. 1 И. М. С е ч е н о в . Избранные произведения. Изд-ио АПН СССР, 1952, т. И, стр. 259. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=