Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

органов иод воздействием внешнего мира, от степени упраж­ нения этих органов. И. М. Сеченов в своей статье «Кому и как разрабатывать психологию» говорит, что и в формирова­ нии нравственных потребностей личности многократные пов­ торения добрых дел, сопровождаемые чувством нравственно­ го удовлетворения, способствуют формированию нравствен­ ной потребности *. Особого внимания в раскрытии путей нравственного фор­ мирования личности, формирования ее нравственных потреб­ ностей в педагогической теории Л. Н. Толстого заслуживает выбор нравственно значимых мотивов поведения личности. По мысли Толстого, нравственные потребности личности должны стать главнейшими ведущими мотивами нравствен­ ного поведения личности. Не стимулы .внешнего воздействия на личность — требование, принуждение, а, прежде всего, внутренние побудители личности — ее нравственные убежде­ ния, потребности и интересы должны стать ведущими моти­ вами нравственных действий и поступков личности. Как известно, чем выше уровень нравственного развития личности, гем большую роль в ее мотивационной сфере игра­ ют внутренние побуждения. Раскрывая вопросы нравствен­ ного становления личности, Толстой не просто отдает пред­ почтение внутренним побуждениям личности перед внешни­ ми побуждениями, главнейшую воспитательную задачу видит он в обеспечении их нравственно ценного содержания. И ко­ рыстолюбие, тщеславие могут выступать значимыми для лич­ ности внутренними побудителями к определенному поведе­ нию, но ни тот, ни другой из названных мотивов поведения не могут быть признаны нравственно значимыми, педагоги­ чески ценными в нравственном становлении личности. В самом критерии оценки нравственного поведения лич­ ности очень важным, по мнению Толстого, является мотиви­ зация действий, поступков, поведения личности. Так, на примере отношений к событиям 1812 г. Толстой раскрывает в «Войне и мире» нравственную сущность поступ­ ков всех участников общего патриотического действия. Он показывает, что хотя внешне, казалось бы, все делают одно общее дело, участвуя в общем патриотическом действии, од­ нако с нарветвенной точки зрения поведение всех участников этих событий далеко не равноценно, т. к. диктуется различ­ ными мотивами. 1 И. М. С е ч е н о в . Избранные произведения. Изд-ио АПН СССР, 1952, т. И, стр. 259. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=