Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

нравственные потребности, побуждающие личность к нравст­ венному поведению, к деланию добра людям. Сложность, длительность процесса нравственного станов­ ления личности обусловливает и многообразие задач форми­ рования движущих сил внутреннего развития личности, се потребностей. Толстой показывает, как по мере роста и раз­ вития личности усложняется и структура ее нравственных по­ требностей. Так, от потребности детства в нравственных по­ ступках, одобряемых окружающими, доставляющих удоволь­ ствие уважаемым ребенком воспитателю, родителям; от пот­ ребности в нравственных действиях но привычке, выработан­ ной многократными упражнениями в процессе педагогическо­ го воздействия, осуществляется переход к потребностям отро­ чества и юности: поступать в соответствии с личными нравст­ венными убеждениями, нравственными идеалами, сознанием общественного долга; к потребности в нравственном само­ воспитании, самосовершенствовании. Гениальный художник в трилогии «Детство», «Отрочест­ во» и «Юность» показывает, как вместе с развитием лично­ сти происходит ее постепенная эмансипация от непосредст­ венных ситуативных влияний, чувственных побуждений; .с ос­ нову действий, поступков все в большей мере кладется мысль, идея, сознательные моральные стремления. Сознательно по­ ставленная цель и принятое решение начинают играть все большую роль в поведении личности формирующегося чело­ века. Нравственное формирование личности, в том числе и фор­ мирование ее нравственных потребностей, осуществляется не только в процессе непосредственно нравственного воспитания, оно пронизывает собою всю систему многообразных педаго­ гических влияний, весь процесс гармонического развития лич­ ности. Важнейшей закономерностью формирования потребностей личности, в том числе и нравственных, является, по Толстому, зависимость развития тех или иных потребностей личности от частоты их удовлетворения; «Чем более исполняешь ты какую-нибудь из твоих потребностей, тем более она усилива­ ется и чем менее исполняешь ты ее, тем менее она действу­ ет» (46, 272). Эта мысль Толстого находит свое подтверждение в законе развития потребностей-человека, открытом И. М. Сеченовым, установившим, что усиление, упрочение потребности зависит от частоты воспроизведения деятельности соответствующих 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=