Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

Взгляды Толстого на просвещение крестьян в этот пе­ риод—это взгляды просвещенного помещика. Здесь мы по­ ка не видим идеи «свободного воспитания», нет также идеа­ лизации ребенка. В этот период Л. Н. Толстой отстаивает право «высших классов» руководить просвещением народа. Пока он с недоверием относится лишь к правительственной опеке над народным образованием. В этот период он отри­ цательно отзывается о попах и дьяконах, у которых ученики «совершенно безнадежны». В июле I860 г. Толстой едет вторично за границу, изучает постановку народного образо­ вания во Франции, Италии, Бельгии и Германии. По возвращении в Россию в апреле 1861 г. Толстой, от­ вергнув западную педагогику, ищет новые основания для воспитания и образования. Он отмечает, что заимствовать западноевропейский опыт нельзя, и указывает на серьезные недостатки в их системе воспитания (формализм, педантизм, отсутствие свободы для учащихся). Работа в Яснополянской школе была построена на иных началах: отсутствие насилия и всяких средств подавления личности ребенка, полная свобода, глубокая вера в творче­ ские силы детей, гуманное отношение к ним, постоянная за­ бота об удовлетворении их запросов и интереса к знанию, стремление сделать занятия доступными и занимательными. Н. Г. Чернышевский дал высокую оценку школе Толсто­ го. Он отметил, что здесь не быот и не терзают детей, бла­ годаря умелой постановке учебных занятий учащиеся зани­ маются прилежно, с интересом, ведут себя хорошо, успешно овладевают знаниями. Однако Чернышевский и Добролю­ бов, как известно, категорически осудили теорию «свободно­ го воспитания». С 1872 г. Толстой вновь вернулся к педагогической дея­ тельности. В 70-х годах Толстой еще больше старается «слиться» с крестьянством, подавляющая часть которого, не понимая причин надвинувшегося с капитализмом разорения, по характеристике Ленина, «плакала и молилась, резонер­ ствовала и мечтала, писала прошения и посылала «ходате- лей» *. Толстой пришел к отрицанию государства, идее не­ противления злу насилием, отрицательному отношению к политической борьбе. В этот период Толстой уделяет много внимания методи-* 4 1 В. И. Л с н и н. Соч. изд. 4, т. 12, стр. 333. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=