Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

шую сторону нравственного формирования личности состав­ ляет формирование внутренних движущих сил нравственного развития, потребностей личности. Без внутренних стимулов, без учета движущих сил нравственного развития личности, как указывает Толстой, воспитание может превратиться в грубое насилие над личностью ребенка. При сосредоточении внимания воспитателя на внешних воздействиях на лич­ ность, без учета того, какое влияние они оказывают на внут­ ренний мир ребенка, какие изменения производят в нем, вос­ питание никогда не сможет достичь желаемых результатов, дать должный педагогический эффект. Любые методы и сред­ ства внешних воспитательных воздействий на личность уче­ ника, по мысли Толстого, оказывают не прямое, а опосредо­ ванное воздействие, в котором только то из внешних влияний входит во внутренний мир ребенка, что отвечает его запро­ сам, потребностям и интересам. Ведущими факторами формирования нравственных по­ требностей личности Толстой считает воспитание и самовос­ питание. Резкой, обличительной критике подвергает Толстой в сво­ их художественных и публицистических произведениях прак­ тику порочного нравственного воспитания в современном ему обществе. В XXXI главе «Юности» он обличает извращенное представление людей о воспитанности и порядочности чело­ века — комильфо, которое называет «одним из самых пагуб­ ных, ложных понятий, привитых... воспитанием и обществом». Критикуя нравственное воспитание детей в дворянско- аристократической среде, насаждающее в детях низменные нравственные чувства, Толстой писал: «Я всей душой желал бы быть хорошим. Всякий раз, когда я пытался высказать то, что составляло самые задушевные мои желания; то, что я хочу быть Нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли. Честолюбие, властолюбие, корыстолю­ бие, любострастис гордость, гнев, месть — все это уважа­ лось». (23, 4) *. По мысли Толстого, воспитание должно развивать в детях лучшие нравственные качества, носителем которых выступает трудовой народ, оно должно формировать в них здоровые ! В дальнейшем ссылки на полное собрание сочинений Л. Н. Толстого даны подобным образом: первые цифры обозначают номера томов, вто­ рые— номера страниц. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=