Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
шую сторону нравственного формирования личности состав ляет формирование внутренних движущих сил нравственного развития, потребностей личности. Без внутренних стимулов, без учета движущих сил нравственного развития личности, как указывает Толстой, воспитание может превратиться в грубое насилие над личностью ребенка. При сосредоточении внимания воспитателя на внешних воздействиях на лич ность, без учета того, какое влияние они оказывают на внут ренний мир ребенка, какие изменения производят в нем, вос питание никогда не сможет достичь желаемых результатов, дать должный педагогический эффект. Любые методы и сред ства внешних воспитательных воздействий на личность уче ника, по мысли Толстого, оказывают не прямое, а опосредо ванное воздействие, в котором только то из внешних влияний входит во внутренний мир ребенка, что отвечает его запро сам, потребностям и интересам. Ведущими факторами формирования нравственных по требностей личности Толстой считает воспитание и самовос питание. Резкой, обличительной критике подвергает Толстой в сво их художественных и публицистических произведениях прак тику порочного нравственного воспитания в современном ему обществе. В XXXI главе «Юности» он обличает извращенное представление людей о воспитанности и порядочности чело века — комильфо, которое называет «одним из самых пагуб ных, ложных понятий, привитых... воспитанием и обществом». Критикуя нравственное воспитание детей в дворянско- аристократической среде, насаждающее в детях низменные нравственные чувства, Толстой писал: «Я всей душой желал бы быть хорошим. Всякий раз, когда я пытался высказать то, что составляло самые задушевные мои желания; то, что я хочу быть Нравственно хорошим, я встречал презрение и насмешки; а как только я предавался гадким страстям, меня хвалили и поощряли. Честолюбие, властолюбие, корыстолю бие, любострастис гордость, гнев, месть — все это уважа лось». (23, 4) *. По мысли Толстого, воспитание должно развивать в детях лучшие нравственные качества, носителем которых выступает трудовой народ, оно должно формировать в них здоровые ! В дальнейшем ссылки на полное собрание сочинений Л. Н. Толстого даны подобным образом: первые цифры обозначают номера томов, вто рые— номера страниц. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=