Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
и. г ж у к . НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Л. Н. Толстой, как и многие другие видные педагоги XIX ве ка (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский), считал, что мораль трудового народа <и есть подлинная человеческая мораль. Это положение не противо речит учению марксизма о происхождении и развитии комму нистической нравственности, черты которой еще задолго до победы Октябрьской революции складывались и формирова лись в среде трудящихся масс. Проблема нравственных потребностей является еще слабо изученной проблемой в современной педагогической науке. Но можно с уверенностью сказать, что и в нашем понимании, как и в понимании Л. Н. Толстого, в содержание нравствен ной потребности входит и потребность в нравственном идеа ле, и стремление нравственно действовать и обладать личны ми качествами и способностями, необходимыми для осуществ ления нравственного поведения, и потребность в моральном росте, в нравственном самосовершенствовании и самовоспи тании. Однако мы не можем согласиться с Толстым в раскрытии сущности нравственной потребности с признанием врожден ности нравственных начал, якобы имманентно присущих че ловеческой духовной природе. В. И. Ленин отмечал, что Л. Н. Толстой вносит абстрактность, внеисгоричность в тол кование нравственных категорий справедливости, добра, счастья. Мы не можем также согласиться с религиозной сто роной этических суждений Толстого, с признанием основой человеческой нравственности религии, с рассуждениями ве ликого писателя о всемирном духе, всемирном логосе, вло жившем в человека потребность любви, потребность добра. Сложен и многогранен процесс становления личности. Ос новы нравственного формирования личности закладываются в детские годы, ибо детство представляет собой наиболее плодотворный период духовного развития личности. Важнеи- 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=