Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
науку, и ты воспитаешь их...» '. Видимое противоречие в на ходящихся рядом высказываниях Толстого, когда он внача ле безоговорочно отрицает право и возможность воспитания, а потом советует, как лучше воспитывать, слишком очевид но, чтобы автор его не заметил. Бесспорно, Толстой имел в виду нс всякое влияние взрослого на ребенка, а только насильственное. Свободное же общение учителя и учащихся, в процессе которого взрослый излагает своп взгляды, вкусы, оценки, а дети вольны принимать или не принимать его точ ку зрения, Толстым нс отвергалось. Это, по существу, принцип непреднамеренности воспита тельных воздействий, создающих атмосферу свободы поиска истины, сличения различных взглядов, спора, требующий доказательности каждой позиции, отказа от давления на учащихся, внушения и т. п. Нельзя не видеть, что названные требования характери зуют незыблемые условия нормально идущего процесса формирования мировоззрения личности, становления и обо гащения собственных убеждений подростков и юношества. Таким образом, даже ошибочные суждения Толстого ока зываются поучительными для позднейших поколений педаго гов. Так происходит потому, что Л. Н. Толстой в своих иска ниях стремился раскрыть сущность явлений, умел оценить педагогические идеи и практику современной школы с пози ций жизни, интересов народа. | Т ам ж с, стр. 2G9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=