Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

науку, и ты воспитаешь их...» '. Видимое противоречие в на­ ходящихся рядом высказываниях Толстого, когда он внача­ ле безоговорочно отрицает право и возможность воспитания, а потом советует, как лучше воспитывать, слишком очевид­ но, чтобы автор его не заметил. Бесспорно, Толстой имел в виду нс всякое влияние взрослого на ребенка, а только насильственное. Свободное же общение учителя и учащихся, в процессе которого взрослый излагает своп взгляды, вкусы, оценки, а дети вольны принимать или не принимать его точ ­ ку зрения, Толстым нс отвергалось. Это, по существу, принцип непреднамеренности воспита­ тельных воздействий, создающих атмосферу свободы поиска истины, сличения различных взглядов, спора, требующий доказательности каждой позиции, отказа от давления на учащихся, внушения и т. п. Нельзя не видеть, что названные требования характери­ зуют незыблемые условия нормально идущего процесса формирования мировоззрения личности, становления и обо­ гащения собственных убеждений подростков и юношества. Таким образом, даже ошибочные суждения Толстого ока­ зываются поучительными для позднейших поколений педаго­ гов. Так происходит потому, что Л. Н. Толстой в своих иска­ ниях стремился раскрыть сущность явлений, умел оценить педагогические идеи и практику современной школы с пози­ ций жизни, интересов народа. | Т ам ж с, стр. 2G9.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=