Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
«О народном образовании» (1862 г.) Толстой утверждает: «всякое учение должно быть только ответом на вопрос, воз бужденный жизнью. Но школа нс только нс возбуждает вопросов, она даже не отвечает на тс, которые возбуждены жизнью» ’. Рассматривая связь школы с жизнью в качестве важней шего фактора формирования личности учащегося, Л. Н. Тол стой в ней видит главное условие правильного влияния шко лы на становление мировоззрения ребенка. «Задача шко лы,—формулирует Л. Н. Толстой,—допуская самое общее определение, состоит в передаче всего выработанного п со зданного народом и в отвечании на те вопросы, которые жизнь представляет человеку...»* 2. Как видим, понятие «связь школы с жизнью» Л. Н. Толстой наполняет глубоко демократическим содержанием. С другой стороны, названное понятие Л. II. Толстой рас сматривает в развитии, в движении, отмечая, что школа должна готовить детей к встрече с новой действительностью, которая будет отличаться от настоящего, от эпохи, сформи ровавшей сознание воспитателя, н которая потребует от че ловека нового сознания 3. Наконец, Л. Н. Толстой проницательно определяет важ ную роль в формировании личности ребенка внешкольных источников знаний (театра, литературы, газет, музеев и др.), всего того, что мы сейчас называем средствами массовой коммуникации. Нельзя не видеть значительности указанных толстовских обобщений, хотя они были использованы писателем для обо снования ошибочных социально-педагогических позиций (для доказательства стихийности влияния среды на развитие ре бенка, отсутствия у старших поколений права воспитания молодежи, непознаваемости законов истории и др.). Точно так же обстоит дело с толстовским отрицанием воспитания. С одной стороны, автор как будто бы катего рично оспаривает правомерность педагогических усилий, на правленных на формирование нравственного сознания уча щихся, а с другой стороны, он допускает характерное исклю чение из «правила»: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и ’ Там же, стр. 71. 2 Л. Н. То л с т о й . Пел. соч., пзд. 2, Учпедгиз, 1953, стр. 74. 3 Т а м ж е, стр. 81. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=