Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

«О народном образовании» (1862 г.) Толстой утверждает: «всякое учение должно быть только ответом на вопрос, воз­ бужденный жизнью. Но школа нс только нс возбуждает вопросов, она даже не отвечает на тс, которые возбуждены жизнью» ’. Рассматривая связь школы с жизнью в качестве важней­ шего фактора формирования личности учащегося, Л. Н. Тол­ стой в ней видит главное условие правильного влияния шко­ лы на становление мировоззрения ребенка. «Задача шко­ лы,—формулирует Л. Н. Толстой,—допуская самое общее определение, состоит в передаче всего выработанного п со­ зданного народом и в отвечании на те вопросы, которые жизнь представляет человеку...»* 2. Как видим, понятие «связь школы с жизнью» Л. Н. Толстой наполняет глубоко демократическим содержанием. С другой стороны, названное понятие Л. II. Толстой рас­ сматривает в развитии, в движении, отмечая, что школа должна готовить детей к встрече с новой действительностью, которая будет отличаться от настоящего, от эпохи, сформи­ ровавшей сознание воспитателя, н которая потребует от че­ ловека нового сознания 3. Наконец, Л. Н. Толстой проницательно определяет важ­ ную роль в формировании личности ребенка внешкольных источников знаний (театра, литературы, газет, музеев и др.), всего того, что мы сейчас называем средствами массовой коммуникации. Нельзя не видеть значительности указанных толстовских обобщений, хотя они были использованы писателем для обо­ снования ошибочных социально-педагогических позиций (для доказательства стихийности влияния среды на развитие ре­ бенка, отсутствия у старших поколений права воспитания молодежи, непознаваемости законов истории и др.). Точно так же обстоит дело с толстовским отрицанием воспитания. С одной стороны, автор как будто бы катего­ рично оспаривает правомерность педагогических усилий, на­ правленных на формирование нравственного сознания уча­ щихся, а с другой стороны, он допускает характерное исклю­ чение из «правила»: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и ’ Там же, стр. 71. 2 Л. Н. То л с т о й . Пел. соч., пзд. 2, Учпедгиз, 1953, стр. 74. 3 Т а м ж е, стр. 81. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=