Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г

мечтает Николенька Болконский повторить подвиг]! Муция Сцеволы, героев Плутарха. В «Воспоминаниях» (1903—1905 гг.) Толстой отмечает, что 'Именно «правдивое, 'высоконравственное мировоззрение» 1 брата Николая привлекало его в отроческие годы. Характерно, что, по Толстому, социально-нравственные искания — это вовсе не привилегия «образованных», господ­ ствующих классов, но и свойство крестьянских детей. В статье «Яснополянская школа за декабрь и ноябрь меся­ цы. Статья 1-я» Толстой писал: «...нравственные вопросы и сомнения мучат Федьку.., ему нужно то, до чего довела вас ваша жизнь, ваши десять не забитых работой поколений. Вы имели досуг искать, думать, страдать,—дайте же ему то, что вы выстрадали,— ему этого одного и нужно» (т. 8. стр. 48—49). Таким оброзом, Л. И. Толстой всегда исходил из убеж­ дения в том, что формирование мировоззрения подрастаю­ щего поколения отвечает как объективным требованиям об­ щественного развития в интересах народа, так и собствен­ ным потребностям детей и юношества, является существен­ ным условием их здорового духовного развития. Интересны, нешаблонны суждения Л. Толстого о некото­ рых педагогических основаниях успешного воспитания миро­ воззренческих убеждений учащихся. Известно, что в течение длительного времени отношение Л. II. Толстого к воспитанию было не только крайне про­ тиворечивым, но и в ряде существенных моментов — нега­ тивным. Однако в доводах Толстого в пользу принципа не­ вмешательства школы «в образование (формирование) ве­ рований, убеждений и характера образовывающихся»2, на­ ряду с крайностями и софизмами, имеется и значимое со­ держание, ибо в его логике нашли отражение реальные противоречия процесса воспитания. Обращает на себя внимание энергично высказанное Тол­ стым требование единства школы и жизни. Он осуждает такое положение дел, когда «влияние жизни отстранено от забот педагога», когда в школе воспитатель «старается ок­ ружить своего питомца непроницаемой стеною от влияния мира, и только сквозь свою научную школьно-воспитатель­ ную воронку пропускает то, что считает полезным» 3. В статье ' Т а м ж е, т. 4, стр. 380. 2 Л. Н. Т о л с т о й . Пед. соч., изд. 2, Учпедгиз, 4953, стр. 265. 3 Т а м ж е, стр. 240.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=