Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
ратора являются те «Феликсы и Викторы, которые нс умеют читать газеты» (т. 60, стр. 329). Те же мысли о непосредст венной связи между просвещением народа и его обществен ным самосознанием, но уже в приложении к России упорно занимали Толстого в преддверии революции 1905 года. В письме Г. А. Русанову от 24 сентября 1904 года Л. Н. Тол стой говорит, что невежество народа — это «ужасное бедст вие, худшее, чем война», это почва, из которой «вырастают все ужасы, в том числе и война» (т. 75, стр. 168—169). Не сколько ранее, в 1898 году, Толстой вносит в дневниковые записи от 3 февраля и 21 марта следующие рассуждения: «Сила в рабочем народе. Если он несет свое угнетение, то только потому, что он загипнотизирован. Вот в этом-то все дело —уничтожить этот гипноз» (т. 53, стр. 180). II далее: «Умные социалисты признают, что для достижения их це ли—главное дело в том, чтобы поднять умственно и физи чески рабочих» (т. 53, стр. 186). Не менее важно, что для Толстого мировоззренческие ис кания—это закономерная потребность формирующегося че ловека, присущая уже маленьким детям и резко усиливаю щаяся в юности. Для Толстого нормальный ребенок в нор мальных условиях воспитания — «жизнерадостное, любозна тельное существо.., во всем ищущее поучения, как радости» (т. 8, стр. 14). В одном из писем к А. А. Толстой (от 26—27 ноября 1865 г.) писатель, говоря о значении примера взрослых в воспитании, отмечал, что дети «хотят знать, че стны ли мы, правдивы ли, добры ли, сострадательны ли, есть ли у нас совесть...» (т. 61, стр. 123). Масса нравственных и иных вопросов занимает 14-лет- него Николеньку Иртеньева: «И о будущей жизни, и об искусствах, и о службе, и о женитьбе, и о воспитании де тей»1. Его волнуют «благородные мечты юности» — «'Испра вить все человечество, уничтожить все пороки и несчастья людские...»2. Вспомним, наконец, «какая особенная, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли»3 происходит в юном сыне Андрея Болконского во время политических споров между Пьером Безуховым и Николаем Ростовым, как 1 Л. Н. То л с т о й . Собр. соч. в 44 томах, М., 1951— 1953 гг., Т. 1, стр. 172. 2 Т а м же, стр. 177. 3 Т а м ж е, Т. 7, Стр. 291. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=