Педагогическое наследие Л. Н. Толстого 1975 г
минания о своем педагогическом прошлом, которыми Тол стой поделился в 1909 году с народными учителями, вос поминания учеников Яснополянской школы. Так, рассказывая о том, как он учил детей в 1859—62 гг., Толстой приводит в пример беседу с учащимися о некото рых поучениях Евангелия, в ходе которой ои весьма прямо линейно, настойчиво и страстно направлял мысль учащихся к убеждению в справедливости ряда больших и малых тре бований морали: о необходимости любви к человеку, ко всему живому, о вреде грубости в поведении и речи, о нрав ственном отношении к женщине и др. (см. т. 8, стр. 159). Не только в конце жизни, но и всегда для Толстого было органично тяготение к воспитанию, требование «...передачи молодым поколениям учащихся... ответов па неизбежно сто ящие перед каждым человеком вопросы: первое — что я та кое, какое отношение мое, моей отдельной жизни ко всему бесконечному миру, и второе — как мне сообразно с этим моим отношением к миру жить, что делать и чего не де лать?» (т. 38, стр. 65—66). Формирование нравственных убеждений, мировоззрения, считал Л. Н. Толстой, должно «составлять главный предмет всякого образования, воспи тания и обучения» (т. 38, стр. 66). Такая позиция для Толстого естественна, т. к. он подхо дил к проблемам педагогики и школы как просветитель, мечтавший сделать образование средством коренного изме нения условий жизни масс. В разгар своих педагогических занятий, 26 января 1862 г., он писал В. П. Боткину: «Покуда не будет большого равен ства образования — не бывать и лучшему государственному устройству» (г. 60, стр. 415). И само влечение к школьной деятельности, вспоминал Толстой в 1889 году, возникло как «интерес блага людей, всех людей, человечества (началось это резко с деятельности школ)» (т. 50, стр. 170). В 1857 г., будучи во Франции, Толстой в письмах Д . Я. Колбасину и В. П. Боткину (см. т. 60, стр. 166, 167) выражает разочарование в сущности буржуазной демокра тии, поскольку трудящиеся во Франции —лишь орудие в руках политиканов. Посетив позднее эту страну во время своей «педагогической» заграничной поездки, Толстой ста вит в прямую связь такие явления, как политика и образо вание. Обличая в письме к Е. Ковалевскому (1860 г.) ре акционную политику Наполеона 111, Толстой замечает, что она становится возможной лишь потому, что орудием импе- 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=